Причины и условия дтп

Основные и второстепенные причины возникновения ДТП

Причины и условия дтп

Россия лидирует по количеству автомобильных аварий среди европейских стран. Причинами становятся человеческий фактор и внешние обстоятельства. Если бы автомобилисты и пешеходы, отправляясь в путь, не забывали о них, дорожных происшествий было намного меньше.

Основные причины ДТП на дорогах

Факторы, провоцирующие аварии, можно разделить на группы:

  • Вождение в пьяном виде. Причина фигурирует в очень многих ДТП. У автомобилиста, находящегося под парами алкоголя, замедляется реакция, рассеивается внимание, он хуже соображает. Поэтому легко создает аварийную ситуацию и не может ее прекратить без столкновения или наезда. В нетрезвом автомобилисте часто просыпается агрессия. Он намеренно начинает нарушать правила, провоцировать на то же других участников движения.
  • Превышение скорости. Многие игнорируют необходимость снизить ее до безопасной на сложных участках дороги. В результате машина врезается в другое авто, слетает в кювет на повороте, наезжает на пешехода. Всего этого можно избежать, если ехать с ограничением скорости, учитывая дорожные условия.
  • Несоблюдение дистанции. Если машины едут слишком близко друг к другу, при внезапном торможении неизбежно столкновение. То же возможно и при игнорировании установленного бокового интервала.
  • Пренебрежение правилами обгона. Маневр требует точности в расчете дистанции между машинами, умения управлять ТС на большой скорости, понимания намерений других автомобилистов. В то же время при нем ограничен обзор пути. Не все водители умеют выполнять такое сложное действие, нередко пытаются обогнать там, где запрещено.
  • Плохие навыки вождения. Не секрет, что права на управление авто некоторые просто покупают. И выезжают на дорогу, не зная правил, не умея верно определить порядок действий в сложной ситуации. Но и те, кто получил ВУ честным путем, могут растеряться при возникновении экстремальных обстоятельств из-за неопытности, особенностей характера.
  • Лихачество. Большинство автомобилистов уверены, что никогда не попадут в ДТП, потому что отлично водят машину, а правила придуманы для «чайников». Поэтому неоправданно рискованное поведение – тоже одна из частых причин происшествий.
  • Невнимательность. Некоторые водители позволяют себе перекусить во время движения, покурить, поговорить по телефону. В результате они утрачивают контроль над ситуацией на дороге, создают опасные предпосылки, в критических обстоятельствах начинают реагировать слишком поздно.
  • Беспечность пешеходов. Немало ДТП случаются оттого, что люди перекладывают ответственность за собственную безопасность на других. Пешеходы перебегают дорогу в неположенных местах или на запрещающий сигнал светофора, идут по правой стороне проезжей части, рассчитывая, что водитель вовремя их заметит. Но автомобиль не останавливается мгновенно. А движущегося по правой стороне дороги человека в темноте трудно увидеть вовремя.
  • Неисправность автомобиля. На российских дорогах довольно много машин советского производства. Еще больше подержанных иномарок. Автомобили из обеих категорий могут оказаться уже выработавшими свой ресурс.

Поэтому нельзя исключать внезапную поломку прямо на дороге, даже при внимательном отношении к техническому состоянию ТС. А ведь есть автомобилисты, которые не интересуются этим, пока машина не перестанет ездить. В результате у нее может на скорости отвалиться колесо, или внезапно обнаруживается неисправность сигнальных приспособлений, рулевой системы, тормозов и т.д.

Статистика основных причин ДТП

Условия, сопутствующие авариям

В возникновении ДТП иногда стоит винить внешние обстоятельства:

  • Плохую погоду. Снегопад, сильный дождь, туман ухудшают видимость, делают поверхность дороги скользкой. Это повышает риск попасть в аварию даже для опытного и дисциплинированного водителя. А коммунальщики не всегда вовремя очищают дорогу от снега и льда.
  • Заторы. Из-за неверных архитектурных решений в крупных городах на дорогах скапливается большое количество машин. Ждать возможности поехать приходится долго. Нервозная обстановка, теснота способствуют тому, что в пробках нередки боковые столкновения.
  • Плохие дороги и их инфраструктура. Некоторые участки сплошь состоят из ям. И каким бы аккуратным ни был водитель, не всегда он может уберечься от проколотого колеса, заноса в сторону. Иногда на дороге не видно разметки, знак оказывается поваленным или завешенным листвой дерева. Случается, что дорожные символы установлены вопреки логике и безопасности движения, противоречат друг другу.

Анализ поведения и советы «бывалых»

За рулем важно не только выполнять правила, но и следить за дорожной обстановкой, а также следовать нескольким рекомендациям опытных автомобилистов:

  • сбрасывать скорость перед детсадом, школой, университетом и жилыми домами, а также если впереди остановились автобус, троллейбус или маршрутка;
  • ехать медленнее перед рядом стоящих машин, чтобы не налететь на открывшуюся дверь, не сбить внезапно выбежавшего ребенка или собаку;
  • вне населенного пункта двигаться по центру своей полосы, это позволит избежать наезда на пешехода или дикое животное;
  • не стартовать резко на зеленый сигнал светофора, чтобы не стать жертвой того, кто пытается проскочить на красный;
  • на скользкой от дождя, гололеда дороге выбирать оптимальную скорость, а не мчаться что есть сил;
  • держать оптимальную дистанцию с идущим впереди авто (в городе примерно 2/3 длины корпуса машины, вне населенного пункта такую, чтобы догнать другого участника движения можно было через 4 — 6 секунд);
  • если кто-то настойчиво пытается обогнать, переместиться вправо и позволить ему это сделать;
  • в плотном потоке стараться контролировать не только идущий впереди автомобиль, но и 3 — 4 машины до него;
  • замечать вставшее в соседнем ряду ТС, не исключено, что оно уступает путь пешеходу;
  • лучше не обгонять на правом повороте, чтобы не рисковать из-за утраты контроля над дорогой и своим авто, вылетом на встречку;

Отвлечение на телефон

  • в благоприятных условиях выполнять маневр с запасом в 150 — 200 м, чтобы избежать лобового столкновения;
  • при обгоне, повороте, развороте вовремя, а не постфактум включать соответствующий сигнал;
  • для контроля над обстановкой пользоваться обзорными зеркалами, установив их так, чтобы не было «мертвых зон»;
  • при перестроении на соседнюю полосу учитывать, что на ней внезапно может оказаться мотоциклист;
  • быть предельно сконцентрированным при движении задним ходом, чтобы случайно не сбить ребенка, необнаруженного из-за малого роста;
  • установить в машине видеорегистратор;
  • пропускать вперед ведущих себя неадекватно автомобилистов.

Многим странам удалось значительно снизить количество аварий благодаря устранению их причин. И в России подавляющего большинства ДТП могло не случиться, если бы водители уважали закон, друг друга и пешеходов. Пока осознание этой необходимости не придет, статистика происшествий не изменится.

Об основных причинах большинства ДТП смотрите в этом видео:

Обсудить на Форуме

Источник: https://indrive.net/96676-osnovnye-i-vtorostepennye-prichiny-vozniknovenija-dtp.html

3.2. Основные виды дтп. Понятие о причинах, условиях и обстоятельствах дтп

Причины и условия дтп

ДТП делятся на: столкновения, опрокидывания,наезды на препятствия, на пешеходов, навелосипедистов, на стоящее транспортноесредство, наезды на гужевой транспорт,наезд на животное и прочие происшествия.Сами названия видов позволяют судитьо сущности происшедшего события.

Под условиями возникновения ДТПпонимается совокупность характеристикдороги, транспортных средств, водителяи окружающей среды в момент совершенияДТП. Эти характеристики могут оставатьсянеизменными до и после возникновенияДТП и не обязательно имеют с ним причиннуюсвязь.

Обстоятельства возникновения ДТП -действия (или бездействие) участниковдорожного движения, иных причастных кДТП лиц, а также другие события, имевшиеместо до момента и в процессе возникновенияДТП. В отличие от условий обстоятельствапредставляют собой описание механизмавозникновения ДТП по времени.

Причины возникновения ДТП можноопределить как «совокупность условийи обстоятельств возникновения ДТП,устранение которых сделало бы невозможнымвозникновение данного ДТП» [5].

Приведенноеопределение соответствует мнениюбольшинства специалистов, считающих,что к ДТП приводит большое числоодновременно возникающих факторов, апоскольку число этих факторов и динамикаих изменения в цепи собы­тий.

ведущихк ДТП, составляет различные комбинации,изучение причинных связей являетсясложной задачей со множеством неизвестных.

Существуют и другие подходы к определениюпричин ДТП. Полагалось, например, чтовсегда можно точно определить основнуюпричину, но эта точка зрения постепенноизменяется, при этом предпринимаетсяпопытка определить взаимосвязь причин,приводящих к возникновению ДТП. Исходяиз статистики в 80 – 90 % случаев причинысвязаны с человеком, в оставшихся 10 –20 % носят технический характер.

Такое разделение выделяется изпредположения, что участник дорожногодвижения должен приспосабливаться клюбой ситуации, возни­кающей на дороге,компенсировать сбои, возникающие внутрисистемы АВД.

Однако, процесс исследованияпричин будет более эффективным, есливыяснять почему человек действуетошибочно при данных обстоятельствах ив данной ситуации.

При таком подходечасто могут быть выявлены причины(устранимые причины) в системе организациидвижения, организации перевозок,конструкции автомобиля и т. д.

В работах отдельных авторов и официальныхдокументах, обязательных для органовГАИ часто не различаются понятия: видынарушений и причины ДТП.

Виды нарушенийраскрывают «содержание неправильных,противоречащих требованиям безопасностидвижения действий или бездействияводителя, пешехода или иного участникадвижения.

Под причинами ДТП понимаютявление (или их совокупность), котороепорождает нарушение правил безопасностидвижения». Различные виды нарушениймогут быть вызваны одной причиной инаоборот.

Как указывает Б. Л. Зотов «Интересыобъективного и всестороннего исследованияобязывают исходить из классификациикак видов нарушении по их содержанию,так и причин нарушений.

Если дажеподходить упрощенно к анализу их (ДТП)причин и условий, объясняя все лишьнедисциплинированностью водителей ипешеходов, то и в этом случае возникаетпотребность установить, почему честные,достойные и порядочные люди становятсянедисциплинированными участникамиуличного движениям.

Естественно, ответитьна эти вопросы значительно сложнее, норезультативнее. Виды нарушений, анализкоторых безусловно нужен, позволяютсудить лишь о содержании противоправныхдействий, а не о их причинах.

3.3. Анализ ДТП и аварийности

Основные цели анализа ДТП сводятся,во-первых, к систематическому поискувозможностей предупреждения происшествий,и, во-вторых, к выявлению вины, определениюмеры и причастных к нему лиц. Различаютследующие виды анализа:

– анализ единичных ДТП (иначедетерминированный, причинно-следственный,юридический, экспертиза ДТП);

– анализ аварийности, как массовогоявления (иначе параметрический,вероятностный, статистический) Первыйоснован на детальном исследованиипричин конкретного ДТП и его последствий,второй – на использовании учетных Данныхо ДТП (т. е. параметров ДТП и другихстатистических данных о водителях,транспортных средствах и т. д.).

Общая схема причинно-следственногоподхода к анализу ДТП – построение моделимеханизма совершения ДТП. Мысленныеэксперименты с этой моделью и позволяютвыявить возможности предупрежденияпроисшествия и реализовать тем самымпервую из названных целей анализа ДТП.

Для анализа единичных ДТП с цельюустановления связи между фактом ДТП инарушениями норм и правил, регламентирующихБД (юридический анализ, экспертиза ДТП)возможности использования вероятностныхоценок причинных связей очень ограничены,т.к. выводы анализа, являясь основаниемдля привлечения к уголовной ответственностидолжны отвечать жестким требованиямвысокой степени достоверности.

При анализе сведений о большом количествепроисшествий выясняется, каковы тенденцииизменения показателей, характеризующихаварийность, с какими факторами сопряженнаибольший риск возникновения ДТП, начем должны быть сконцентрированы усилияи вложены средства.

При этом исходныеданные не претендуют на отражениепричинно-следственных связей, а толькона констатацию фактов. Однако на основесопоставления различных показателейможно получить важные оценки т. е.

неприникая в механизм совершения ДТП,установить, какие факторы, какие условияповышают вероятность ДТП и насколько.

Полученные выводы могут быть использованыи применительно к отдельным ДТП приобосновании мероприятий по ихпредупреждению.

В качестве основного метода анализааварийности применяется методсопоставления, для использованиякоторого надо четко представлять какиеобъекты, процессы, факторы следуетсопоставлять между собой, по какимхарактеристикам, свойствам, показателямдолжно проводиться сопоставление, какаяконкретная расчетная процедура должнабыть положена в основу сопоставления?

При решении задачи государственногоуправления региональным развитием всфере БДД объектами сопоставленияявляются республики, края, области,города Российской Федерации, задачи попредупреждению ДТП в транспортномкомплексе Российской Федерации -объединения предприятия, организации,учреждения, осуществляющие перевозкипассажиров и грузов; задачи совершенствованиядорожных условий – дороги различногозначения и категорий, зоны обслуживаниядорожных и коммунальных организаций,конкретные дороги, участки дорог,перекрестки, пересечения и другие очагиаварийности и места концентрации ДТП;задачи повышения активной и пассивнойбезопасности транспортных средств -категории и марки транспортных средств,характеристики их грузоподъемности,вместимости, особенностей эксплуатациии др.

К основным показателям следует отнестиабсолютные, удельные и относительныепоказатели аварийности.

Абсолютные показатели образуются врезультате накопления данных о единичныхДТП. Основное назначение абсолютныхпоказателей отражение масштабоваварийности и оценка ущерба от ДТП. Кабсолютным показателям относятся,количество ДТП (в т. ч.

совершенныхродителями в нетрезвом состоянии), числопогибших, число раненых, количество ДТПиз-за технический неисправноститранспортных средств и другие.

Дляанализа должны использоваться такжеабсолютные показатели, характеризующиеусловия, в которых осуществляетсядеятельность по обеспечению БДД

Набор показателей, характеризующих этиусловия, зависит от уровня управленияБДД (федеральный, региональный,предприятия, осуществляющего перевозочнуюдеятельность), основными среди нихявляются:

– характеристики социально-экономическогоразвития региона (территория, численностьнаселения);

– численность, состояние и развитиепарка транспортных средств;

– состояние и развитие дорожной сети(протяженность различных дорог,интенсивность движения, в том числе поучасткам дорог и в различные промежуткивремени);

– наличие и качество работы системыоказания медицинской скорой помощи,служб ГАИ; количество предприятий,осуществляющих перевозочную деятельность,с различной численностью транспортныхсредств;

– условия деятельности транспортныхорганизаций (численность и структурапарка, данные о численности, стаже,возрасте, квалификации водительскогосостава, наличие и организация предрейсовыхмедицинских осмотров и т. д.).

Используются также абсолютные показатели,характеризующие деятельность пообеспечению БДД:

– по надзору за движением (число выявленныхнарушений по видам и категориям участниковдорожного движения);

– по мерам административного воздействияк нарушителям требований БДД (числу,видам мер, применяемых к различнымкатегориям участников дорожногодвижения) и другие показатели.

Абсолютныепоказатели применяют, как правило, длясравнения уровня деятельностиавтотранспортных предприятий иорганизаций за истекший и предыдущийему период (месяц, квартал, полугодие,год).

Абсолютные показатели малопригодныдля сопостовительского анализа (например,количество ДТП, погибших и раненых вразличных регионах не характеризуюттам состояние деятельности по обеспечениюБДД из-за различных территорий, численноститранспортных средств, протяженностидорог и других специфических особенностей,объективно влияющих на эти показатели.

Удельные показатели представляют собойпроцентную долю одного абсолютногопоказателя аварийности от другого.Абсолютные показатели должны иметьодинаковое содержание.

Наиболее частоиспользуют удельный вес ДТП, совершенныхнетрезвыми водителями, в общем количествеДТП по вине водителей или в ДТП по виневодителей транспортных средств отдельныхвидов (грузовых или легковых автомобилей,автобусов и т. д.

); удельный вес ДТПотдельных видов в общем количестве ДТП;удельный вес ДТП в городах, другихнаселенных пунктах, на автомобильныхдорогах в общем количестве ДТП; удельныйвес ДТП с участием транспортных средствотдельных видов в общем количестве ДТП;удельный вес ДТП из-за определенноговида нарушений ПДД бобщем количестве ДТП; коэффициентвиновности водителей, как отношенияколичества ДТП, возникших по виневодителей к общему количеству ДТП,удельный вес пострадавших (погибших,раненых) различных категорий участниковдорожного движения в общем числепострадавших (погибших, раненых) и др.Удельные показатели применяются дляколичественного описания структурыаварийности.

Относительные показатели образуютсяделением одного показателя на другой.Наиболее часто используются такиеотносительные показатели, как количествоДТП, погибших или раненых на 1 миллионкилометров пробега транспортных средствна 10 тысяч транспортных средств, 10 тысячводителей, на 100 тысяч населения, на 100километров автодорог и т. д.

Источник: https://studfile.net/preview/4313874/page:2/

Что такое ДТП: виды, причины и обстоятельства аварий на автомобильном транспорте

Причины и условия дтп

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) становятся обыденностью, ведь с каждым годом их количество увеличивается, а масштабы растут.

Во многом это связано с увеличением трафика на дорогах, однако немаловажным фактором является уровень осознанного отношения водителей к соблюдению правил дорожного движения (ПДД).

Для точного понимания, что такое ДТП, и какие правовые, финансовые, административные последствия оно может повлечь за собой, рассмотрим, как трактует рассматриваемое понятие свод правил дорожного движения Российской Федерации.

Определение понятия «ДТП»

Согласно пункту 1.2 ПДД, ДТП — это инцидент, произошедший при участии транспортного средства (одного или нескольких).

В определении ДТП в правилах дорожного движения присутствует обозначение спектра возможных последствий происшествия:

  • смерть людей или нанесение им тяжелых физических увечий;
  • повреждения транспорта, строений, имущества;
  • нанесение любого другого ущерба.

В ПДД можно найти также перечень определяющих характеристик инцидента:

  • ДТП возникает лишь при условии участия в нем транспортного средства;
  • механизм ДТП предусматривает, что автомобиль должен в момент происшествия находиться в движении;
  • обозначенные выше последствия (все или некоторые из них) являются обязательными условиями факта определения ДТП.

Важным моментом при анализе природы и характера ДТП является определение его границ и масштабов. Нередко участники дорожного движения вместо термина ДТП употребляют понятие «авария». Однако эти определения далеко не всегда совпадают.

Чтобы понять, чем отличается авария от ДТП, необходимо уточнить характер и суть первого события.

Что относится к аварии на дороге

Авария — это происшествие, в результате которого были разрушены сооружения, технические средства и оборудование. Может сопровождаться неконтролируемым взрывом или выбросом опасных веществ. То есть, аварию можно определить как инцидент, в результате которого нарушено функционирование тех или других агрегатов, машин, устройств (в том числе и автомобильного транспорта).

Согласно классификации ДТП, можно определить, что наличие транспортного средства обязательно для определения самого понятия данного инцидента. Повреждение автомобиля может быть одним из последствий ДТП, но необязательно. Следовательно, не все, что считается ДТП, будет аварией. Так же как и значительное количество аварий не являются ДТП по своей природе.

В то же время, наезд на препятствие, к примеру, может быть и ДТП и аварией. Здесь главным фактором выступает участие автомобиля в инциденте, а также степень повреждения машины. Довольно часто понятия «авария» и ДТП употребляются как синонимы, но в юридическом понимании эти термины не тождественны.

Столкновение нескольких транспортных средств — почти всегда авария, поскольку в результате инцидента транспортные средства испытывают значительные повреждения либо разрушение.

В результате аварии могут погибнуть люди, поскольку ее масштабы зачастую весьма значительны. Однако это не является обязательным признаком.

Классификация участников ДТП

ПДД классифицирует всех участников ДТП по принципу определения их роли и степени участия в происшествии.

Выделяют три категории участников ДТП:

  1. водители;
  2. пассажиры;
  3. пешеходы.

При этом водителем является не только лицо, находящееся непосредственно за рулем автомобиля, участвующего в ДТП. Водитель может быть инструктором по автомобильному вождению, а также погонщиком скота, стадо которого передвигается по дороге.

К категории пассажиров относят лиц, находящихся непосредственно в салоне транспортного средства, а также тех, кто на момент ДТП мог выходить или входить в него.

Пешеходы — довольно широкая категория. Они могут стать участниками ДТП, а в некоторых случаях даже их виновниками. В данную категорию входят лица, которые передвигаются непосредственно по дороге или обочине. Пешеход может двигаться в сопровождении мотоцикла или велосипеда, который ведет рядом с собой.

Кроме того, пешеходом является человек, передвигающийся с помощью самоката, роликов, коньков и других подобных устройств. Лицо, управляющее детской либо инвалидной коляской, также является пешеходом. Все эти лица могут стать участниками ДТП.

Статистика ДТП за 2020 год в России свидетельствует, что количество крупных происшествий постоянно растет. Виновниками их становятся как водители, так и пассажиры или пешеходы. Это свидетельствует о низком уровне дорожно-транспортной грамотности населения, отсутствия взаимной культуры передвижения по дороге.

Основные причины ДТП в России

Причины аварий на дороге могут быть самыми разнообразными. В частности, выделяют следующие факторы повышенного риска:

  • незнание или игнорирование ПДД;
  • нетрезвое состояние или плохое физическое самочувствие водителя;
  • неудовлетворительное техническое состояние транспортного средства;
  • влияние плохих погодных условий;
  • сниженная видимость на дороге;
  • потенциально аварийное дорожное покрытие.

Характер ДТП и причины их возникновения, как правило, тесно связаны.

Люди, находящиеся за рулем автомобиля, проявляют невнимательность, а иногда и преступную небрежность, отвлекаются на посторонние факторы (разговоры по телефону, прослушивание музыки, присутствие в салоне животных, детей). Как свидетельствуют статистические данные, значительное количество ДТП происходит по вине водителя.

При этом важно учитывать, что неосторожность пешехода не является достаточным основанием для признания меры его вины в ДТП. В некоторых случаях водителям удается доказать, что потерпевший сознательно бросился под колеса автомобиля с целью получения материальной компенсации.

Но установление этих криминальных обстоятельств возможно лишь при тщательном расследовании инцидента.

Доказательством вины пешехода в ДТП могут стать письменные показания свидетелей, однако не всегда суд их рассматривает как достаточные, поскольку может иметь место факт необъективности.

Если пешеходы будут проявлять немного больше осторожности, а водители — внимательно относиться к соблюдению ПДД, риск возникновения серьезных происшествий на отечественных дорогах существенно снизится.

Многие участники, попав в ДТП, пытаются уйти от ответственности, предлагая различные отговорки и недостоверные причины. Например, пытаются обвинить в умышленной неосторожности пострадавшего либо объяснить возникшую ситуацию влиянием посторонних факторов (непогодой, плохим качеством дорожного покрытия).

Следует помнить, что подобное поведение при ДТП не только не поможет избежать последствий, но и способно усугубить меру ответственности виновника. Особенно если в результате ДТП погиб или был тяжело травмирован человек, а также если причинены значительные материальные убытки.

Читаем также:
ДТП с пешеходами в 2020 году
Образец заполнения журнала учета ДТП для организации

Виды ДТП

Виды ДТП на автомобильном транспорте значительно отличаются по характеру и уровню сложности. Имеет значение также наличие последствий криминального либо административного характера.

С учетом данных факторов происшествие на дороге может быть:

  • столкновением;
  • опрокидыванием;
  • наездом с повреждением стоящего транспортного средства (выделяют наезды на пешеходов, велосипедистов, препятствия, средства гужевого транспорта);
  • падением пассажира.

Возможен также иной вид ДТП, то есть происшествия, связанные с определенными обстоятельствами, техническими нюансами, особенностями организации дорожно-транспортного движения.

Распространенной и довольно тяжкой категорией рассматриваемого события является тройное ДТП, когда задействованы три машины.

Во многом характер происшествия зависит от определенной модели реагирования на тот или иной стрессовый фактор, наличия специфических обстоятельств, потенциально опасных дорожных маркеров, эксплуатационного состояния транспортных средств.

Как свидетельствует практика дорожно-транспортного движения, довольно часто случаются ДТП при повороте налево. В особенности это касается именно тройных происшествий.

Такие инциденты обычно имеют крайне тяжелые последствия, особенно если автомобили двигались на большой скорости. Нередкими бывают факты гибели водителей и пассажиров.

Мера ответственности в таком случае устанавливается в ходе расследования, виновникам угрожает серьезная криминальная ответственность.

Порядок действий при аварии

Существуют точные рекомендации, регламентирующие, что нужно делать при ДТП. При этом важно понимать, что каждое ДТП отличается специфическими условиями происхождения, характером, участниками, последствиями. Поэтому при любом инциденте участники ДТП обязаны проявить сдержанность, взаимную толерантность и спокойствие.

Обязательный шаг при возникновении ДТП — остановка транспортных средств и выставление знака аварийной остановки.

Далее возможным пострадавшим оказывают первую медицинскую помощь, вызывают «Скорую» и полицию.

До прибытия полиции желательно сохранить исходное положение транспортных средств и прочие обстоятельства ДТП, что нужно для обеспечения объективного расследования транспортного происшествия.

В случае если возникает необходимость освободить проезжую часть, положение транспортных средств, а также весь спектр следов и примет, связанных с инцидентом, подлежит тщательной фиксации.

Ответственность виновника

В результате ДТП для его виновника наступает факт уголовной (в случае если погибли или серьезно пострадали люди) либо административной ответственности (если действия виновника классифицированы как административное правонарушение). Возможным вариантом является ответственность за ДТП гражданско-правового типа, если речь идет о материальной компенсации убытков.

Стоит помнить, что водитель, согласно российскому законодательству, по умолчанию является виновником ДТП, если только не докажет обратное. Это определяется признанием автомобильного средства источником повышенной опасности, вследствие чего даже неосторожность пешехода не избавляет водителя от ответственности.

При этом компенсация ущерба, причиненного владельцам транспортных средств, результатом взаимодействия которых стало ДТП, происходит на общих основаниях, согласно Гражданскому кодексу РФ.

Читаем также:
Страховая компания и ДТП

Находясь за рулем, водитель обязан помнить о том, какую значительную ответственность он несет. Особенно это касается определенных прецедентов дорожно-транспортного движения. Нередко возникают ДТП при движении задним ходом, хотя ограниченная скорость такого передвижения оставляет немного шансов для избежания серьезных последствий и повреждений.

(61 4,80 из 5)
Загрузка…

Источник: https://voditel.guru/dtp/obshhee/prichiny-vidy

Дорожно-транспортные происшествия: причины, условия возникновения, анализ, предотвращение ДТП

Причины и условия дтп

Теоретический материал по следующим вопросам:

  1. Причины возникновения ДТП. Органы, контролирующие дорожную безопасность.

  2. Анализ дорожно-транспортных происшествий.

  3. Условия возникновения ДТП.

  4. Факторы, влияющие на безопасность движения машин, и причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Причины возникновения ДТП. Виды контроля безопасности дорожного движения

Причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий могут быть следующие причины:

  • умышленные нарушения Правил дорожного движения (ПДД),
  • неосторожные действия участников движения,
  • выход транспортного средства из повиновения водителя,
  • техническая неисправность транспортного средства и другие.

Анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что наиболее часто ДТП возни­кают в летне-осенний период (июня – октябрь), когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомобилей. Доля дорожно-транспортных происшествий за эти пять месяцев составляет примерно 55-60 % годовых. По дням недели ДТП распреде­ляются также неравномерно.

По статистике, наибольшее их число попадает на пятницу и субботу, когда по окончании трудовой недели люди устремляются за город. В течение суток наиболее опасны вечерние часы, приблизительно с 17 до 21ч. В течение этих четырех часов совершается 30-35% от общего числа ДТП за сутки.

В это время возрастает интенсивность транспорт­ных и пешеходных потоков, а освещенность дорог ухуд­шается, что осложняет работу водителя.

Существуют следующие виды контроля безопасности дорожного движения:

  • государственный,
  • ведомственный,
  • общественный.

Борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте в России возглавляет и координирует ГИБДД Министер­ства внутренних дел РФ. ГИБДД разрабатывает правила, нормативы и стандарты по безопасности дорожного движе­ния (или участвует в создании таких документов) и контро­лирует соблюдение всеми предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными гражданами этих правил, нормативов и стандартов.

задача ГИБДД заключается в совершенствовании организации дорожного движения, чтобы обеспечить его безопасность и повысить эффективность использования транспортных средств.

Для этого ГИБДД постоянно проверяет техническое состояние транспортных средств и улично-дорожной сети, ежегодно проводит государственные техни­ческие осмотры (ТО) автомобилей, мотоциклов и прицепов, контролирует выполнение мероприятий по охране окру­жающей среды от вредного влияния транспортных средств и выполняет ряд других работ.

Госавтоинспекция работает в тесном взаимодействии с дорожными, транспортными, коммунальными, научно-техническими организациями, а также высшими и средними техническими учебными заведениями.

Большую помощь Госавтоинспекции оказывают службы организации дорожного движения в дорожно-эксплуатационных предприятиях и службы безопасности движения автотранспортных предприятий.

Службы организации дорожного движения изучают статистические материалы по аварийности, систематически обследуют дороги, выявляя места повышенной опасности, разрабатывают мероприятия по ликвидации опасности, способствуют внедрению совре­менных технических средств управления движением, улучшают дорожную информацию водителей, а также организуют тех. помощь поврежденным автомоби­лям и их эвакуацию.

Работники службы безопасности автотранспортных предприятий заняты повышением квалификации и дисцип­лины водителей. Они обследуют условия работы на автомо­бильных маршрутах, разрабатывают предложения по их улучшению, проводят служебное расследование ДТП.

Большую роль в борьбе с авариями на автомобильном транспорте играет общественность. Всесоюзное доброволь­ное общество автомотолюбителей (ВДОАМ) проводит широ­кую разъяснительную работу среди своих членов по преду­преждению ДТП. Добровольные народные дружины способ­ствуют повышению дисциплины дорожного движения.

Анализ дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортное происшествие протекает очень быстро, иногда в течение нескольких секунд. Развивается оно следующим образом.

Вначале в процессе нормального движения возникает опасная дорожная обстановка, при которой какое-нибудь препятствие оказывается на полосе движения транспортного средства.

Такое препятствие может быть как неподвижным (выбоина на дорожном покрытии, скользкий участок дороги), так и движущимся (другое транспортное средство, пешеход, животное).

В опасной дорожной обстановке участники движения обязаны принять все меры для ее ликвидации. Если эти меры не приняты или приняты с запозданием, возникает аварийная дорожная обстановка, в которой предотвратить ДТП, технически невозможно. В такой обстановке водитель не может избежать ДТП, даже используя все технические средства, имеющиеся в его распоряжении.

Так, например, пешеход, внезапно сошедший с тротуара и пересекающий улицу перед движущимся автомобилем, создаст опасную дорожную обстановку.

Водитель, заметив пешехода, может своевременно затормозить или повернуть рулевое колесо и предотвратить наезд.

Если он этого не сделает или сделает слишком поздно, автомобиль прибли­зится к пешеходу, опасная дорожная обстановка перерас­тет в аварийную ситуацию и наезд станет неизбежным.

Все дорожно-транспортные происшествия подлежат тщательному изучению и вниматель­ному разбору, чтобы установить причины и выявить винов­ных. К основным причинам ДТП относятся:

  • недисциплинированность пешеходов, часто пренебре­гающих собственной безопасностью и движущихся, не обращая внимания на транспортные средства;
  • недостаточная квалификация водителей, их невнима­тельность, самонадеянность или внезапное ухудшение здоровья;
  • неудовлетворительное техническое состояние тран­спортных средств (в особенности механизмов и узлов, от которых зависит безопасность);
  • плохие дорожные условия;
  • неудовлетворительная организация движения;
  • неправильное размещение груза в автомобиле, плохое его закрепление.

Причины ДТП, связанные непосредственно с водителем:

  • низкая квалификация,
  • переутомление,
  • сон за рулём.

Дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями:

  • смертельный исход,
  • тяжелые телесные повреждения,
  • большой материальный ущерб,

кроме того, исследуют работники органов юстиции: следователи, проку­роры, судьи. Для объективного изучения обстоятельств ДТП, установления его причин и действий участников проводят судебную автотехническую экспертизу. Экспер­тами являются квалифицированные специалисты в области дорожного движения, конструкции и теории автомобиля, психофизиологии водителя и других научных дисциплин.

Факторы, влияющие на безопасность движения машин, и причины возникновения дорожно-транспортных происшествий

Для изучения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий используется системный анализ. Система «водитель – автомобиль – дорога» рассматривается как динамиче­ская информация с обратной связью.

Главным элементом системы является водитель, который воспринимает информацию о дорожной обстановке, режиме движения, показаниях приборов, положении органов управления и т. п.

, перерабатывает эту инфор­мацию, принимает соответствующие решения и воздействует на органы управления машины, оптимизируя режим движения в соответствии с дорожной обстановкой.

Безопасность движения зависит от надежности элементов системы и характера их взаимодействия внутри системы. Дорожно-транспортное происшествие рассматривается как следствие недо­статочно надежной работы системы.

Для определения условий безопасности движения машин и установления причин дорожно-транспортных происшествий необходимо изучить факторы, воздействующие на систему «водитель — автомобиль — дорога». При определении условий безопасности основное внимание необходимо обращать на факторы самой системы.

Данные статистики показывают, что дорожно-транспортные происшествия происходят:

  • в 10… 15% случаев из-за технических неисправностей машин,
  • в 20 …30% случаев — по при­чине плохих дорожных условий,
  • в 60 – 70% случаев они зависят от неправильных действий водителей.

Источник: https://multiurok.ru/files/dorozhno-transportnyie-proisshiestviia-prichiny-us.html

Причины и условия возникновения дтп

Причины и условия дтп

дорожный транспортный происшествие расследование

Ответ на вопрос о причинах дорожно-транспортных происшествий представляет для водителей, других участников дорожного движения особый интерес. Он позволяет установить, почему нарушается взаимодействие в системе человек — автомобиль — дорога, чем вызваны несчастные случаи на дорогах и что нужно сделать для того, чтобы не оказаться виновником или жертвой ДТП.

Сделать это не просто. Во-первых, потому что причин, которые приводят к трагедиям на дорогах, множество. В результате, исключив одну или несколько из них, можно упустить другие и отрицательный результат может оказаться тем же.

Во-вторых, в дорожном движении участвуют другие водители, пешеходы и иные субъекты, действия которых в не меньшей мере влияют на его безопасность.

Наконец, помимо непосредственных причин, каждому ДТП сопутствует целый ряд факторов (условий), которые нередко выступают в качестве своего рода катализаторов, ускоряющих неблагоприятное развитие событий.

И хотя сложность причинно-следственных связей в механизме дорожно-транспортных происшествий не следует преувеличивать, нужно подчеркнуть, что обычно они возникают под воздействием комплекса факторов и условий, которые нередко и воспринимаются в качестве причин. Разграничение факторов и условий (с одной стороны) и причин происшествий (с другой стороны) действительно весьма относительно. Это, однако, не означает, что между причинами и условиями нет никакого различия.

Выявление факторов и условий, их систематизация, определение степени влияния на механизм дорожно-транспортного происшествия имеют очень большое значение 64, С. 115 .

При этом важно, чтобы их связь с происшествием была действительно реальной, а не мнимой. В механизме дорожно-транспортных происшествий необходимо выделение главных, определяющих факторов и условий.

В противном случае будет невозможно выявление их действительной природы, определение роли и места каждого из взаимодействующих компонентов.

Следует подчеркнуть, что длительное время изучались в основном технические причины и факторы дорожно-транспортных происшествий, связанные с устройством, оборудованием и состоянием транспортных средств и дорог.

Это привело к своего рода “технизированному” подходу к исследованию причин и факторов дорожно-транспортных происшествий, к их механической детализации без учета качественной стороны и социально-психологических факторов 47, С. 128 .

В связи с этим появились такие причины аварийности, как “утечка тормозной жидкости или сжатого воздуха из системы тормозного привода”, “неправильно выбранные геометрические параметры улиц и дорог”, “уклоны”, “закругления” и пр..

Нужно ли говорить, что отнесение всех этих неблагоприятных условий и технических недостатков к числу причин дорожно-транспортных происшествий, преступлений более чем условно.

Во-первых, сами они возникают вследствие определенных обстоятельств и, во-вторых, “срабатывают” и приводят к дорожно-транспортным происшествиям лишь при соответствующих условиях. Вырвать их из цепи причинно-следственных связей невозможно.

Взятые изолированно, Они сами нуждаются в объяснении собственного происхождения и мало что могут пояснить в отношении самих реально наступивших последствий и мер по их предупреждению.

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий, нужно иметь в виду необходимость анализа всех факторов и условий.

Среди них особое место занимают те, которые способствуют криминальному исходу допущенного правонарушения, влекут наступление вредных последствий, за которые предусмотрено уголовное наказание.

Их можно и нужно отделять от причин преступлений, хотя эту грань определить не всегда легко.

В целом условия и причины дорожно-транспортных происшествий принято связывать с действиями водителей и других участников движения, а также с состоянием транспортных средств и дорожными условиями.

Карточка учета дорожно-транспортного происшествия среди причин называет показатели, характеризующие, состояние транспортного средства, состояние дороги, наличие средств регулирования дорожного движения и другие условия, в которых протекало движение, а также перечень нарушений Правил дорожного движения.

Все эти сведения безусловно способствуют изучению механизма происшествий и должны учитываться в целях предупреждения аварийности, однако к числу причин дорожно-транспортных происшествий их можно отнести весьма условно. Поэтому было бы правильным именовать их формализованными причинами и факторами дорожно-транспортных происшествий.

Всего действующая карточка учета дорожно-транспортного происшествия включает 76 таких показателей.

Наиболее распространенные формализованные причины ДТП относятся к действиям водителей транспортных средств. Среди них 39, С. 72 :

— превышение скорости в опасных условиях,

— выезд на полосу встречного движения,

— несоблюдение очередности проезда,

— нарушение правил обгона,

— управление транспортом в состоянии опьянения и другие.

Среди причин, связанных с поведением водителей, подлежат учету и такие, как

— физический недостаток водителя,

— сон за рулем, переутомление,

— недостаточная опытность водителя и некоторые другие.

Всего в карточке перечисляются 25 подобных причин.

Весьма своеобразно значение формализованных причин и факторов, имеющих отношение к характеристике транспортных средств и дорог.

Среди причин, относящихся к состоянию транспортных средств:

— неисправное рулевое управление,

— неисправные или неотрегулированные фары и иные световые приборы,

— изношенный протектор шин и др.

Эти причины проявляют себя в 12% дорожно-транспортных происшествий.

Рисунок 1 — Роль факторов риска и их сочетаний в возникновении ДТП

Что касается причин и факторов, связанных с дорогой (дорожные условия и оборудование дорог), то они согласно статистике (хотя фактически значительно чаще) оказывают влияние на 35% происшествий и весьма различны как по степени конкретизации, так и по своему возможному происхождению. Так, состояние дороги, именуемое “скользкое покрытие”, возможно либо вследствие особенностей асфальта, либо в результате атмосферных явлений (дождь, гололед и т.п.).

Наряду с такими абсолютно конкретными причинами, как плохая видимость из-за пыли, отсутствие разметки проезжей части, покрытие с выбоинами и т.п. указываются и относительно определенные понятия, как “неправильное расположение остановок”, “несоответствие переезда предъявляемым требованиям” и др.

Разнохарактерность причин и факторов, связанных с дорожными условиями и с состоянием транспортных средств, приводит к тому, что в одном и том же дорожно-транспортном происшествии они могут проявляться как отдельно, так и в различных сочетаниях. Так, занос транспортного средства, повлекший происшествие, мог быть вызван тем, что дорога одновременно была неровной и скользкой, кроме того, тормоза у автомобиля были не отрегулированы, а водитель допустил превышение скорости.

В связи с этим нередко возникает вопрос: какая из этих причин оказала решающее влияние и можно ли вообще говорить о главной, определяющей причине? Вопрос этот представляет не только теоретический интерес, он имеет большой практическое значение и криминологическое содержание как в плане расследования дорожно-транспортных преступлений, так и в плане их предупреждения.

Представляется, что интересы более полного и объективного установления механизма происшествия диктуют необходимость всестороннего изучения всех причин и факторов дорожно-транспортных происшествий. Этого требуют и интересы профилактики ДТП.

Нужно исходить из того, что всякое происшествие всегда совершается в определенных дорожных, метеорологических, климатических и других условиях. Они являются определенной средой движения транспортного средства, и всегда при установлении механизма любого происшествия приходится констатировать те или иные условия, в которых оно протекало.

Обстоятельства ДТП, как правило, поддаются классификации, так как перечень условий и сопутствующих факторов далеко не бесконечен, а ситуации в основном типичны.

Источник: https://ravon-r2.ru/prichiny-i-uslovija-vozniknovenija-dtp/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.