При завершении обгона пересек сплошную

Содержание

Завершение обгона через сплошную: не успел закончить обгон до сплошной, разъяснения, какой штраф

При завершении обгона пересек сплошную

По закону, маневр, совершаемый путем проезда на сплошной линии, является противоправным деянием и карается в соответствии с действующим КоАП. Однако из этого правила есть ряд исключений. Более того, на дорогах нередко возникают ситуации, которые сотрудниками ГИБДД и водителями трактуются по-разному. Это относится и к завершению обгона через сплошную.

Можно ли завершать обгон, когда появляется сплошная разметка?

ПДД запрещают перемещение транспортных средств по сплошной либо заезд на данную линию. Такие действия трактуются, как выезд на встречную полосу, и жестко пресекаются. Споры между водителями и полицейскими по поводу того, действительно ли автомобилисты нарушают ППД в случае пересечения сплошной линии разметки при завершении маневра, объясняются двумя причинами:

  • непониманием, как трактуются соответствующие нормы КоАП;
  • повреждением (стиранием) дорожных линий.

Общий порядок, закрепленный постановлением пленума Верховного суда, следующий: если автомобилисты выехали на встречную полосу на прерывистой линии, но закончили обгон на сплошной — это прямое нарушение ПДД. Такая трактовка объясняется тем, что водители несут полную ответственность за собственные действия на дорогах. То есть, управляя транспортным средством, человек обязан:

  • постоянно следить за ситуацией на дороге;
  • самостоятельно оценивать дистанцию между соседними автомобилями;
  • избегать действий, способных привести к аварии.

Выезд на встречную полосу при наличии сплошной линии жестоко карается законодательством РФ.

Это означает, что если начал обгон на прерывистой, водитель должен заканчивать маневр до появления сплошной и вернуться в свою полосу.

Дорожная разметка по ПДД

Применительно к рассматриваемому случаю ППД устанавливает три возможных варианта линии разметки, наносимой на проезжую часть:

  • сплошная;
  • прерывистая;
  • предупредительная.

Последняя сигнализирует водителям о скором появлении сплошной. То есть, если обгон начат на прерывистой, и появилась предупредительная линия, необходимо вернуться в прежнюю полосу движения. Данное правило распространяется и на случаи, когда совершается маневр рядом с тихоходным транспортом (трактор и иное), который обязан открывать дорогу для других видов автомобилей.

Для завершения маневра при обгоне до появления сплошной должно быть достаточно места. И это также должен оценивать автомобилист.

Причем даже отсутствие предупредительной разметки не всегда позволяет избежать штрафных санкций.

Водитель не должен завершать манёвр пересечением сплошной линии разметки.

Какими нормативными актами регулируется?

Порядок и условия совершения обгона регулируются разделом 11 ПДД. В правилах дорожного движения также определены сведения, касающиеся особенностей нанесения разметки (место, тип, цвет и другое).

Аналогичная информация содержится в статье 12.15 КоАП. А в пункте 4 указанного раздела Кодекса приводятся сведения о наказаниях за случаи, когда водитель не успел завершить обгон до появления сплошной.

Ситуации, при которых нельзя завершать выезд на данную линию

Маневр на сплошной выполнять запрещено, вне зависимости от сложившихся на дороге обстоятельств, в том числе и при:

  • обгоне транспортных средств, включая тихоходные;
  • повороте на смежную дорогу;
  • возникновении препятствий.

Последний пункт означает следующее: если перед автомобилем возникает препятствие, водителю необходимо повернуть в сторону, противоположную встречному движению (даже если придется выехать на обочину).

Когда допускается завершение маневра?

Единственный случай, который не карается штрафами, если водители завершили обгон на сплошной, — когда машина движется по узкой дороге, со стертой или плохо различимой из-за грязи либо иных факторов разметкой. Также в ПДД предусматриваются две ситуации, когда подобные действия не являются правонарушением:

  • обе полосы располагаются вместе, а машина совершает разворот либо въезжает на стоянку или выезжает с парковки;
  • автомобиль движется со двора и поворачивает налево (по ходу движения остального транспорта).

Пленум Верховного суда определил еще одну ситуацию, когда разрешается завершать обгон: машина движется по дороге, по обочине, и водитель перед выездом убедился в безопасности совершаемого маневра (по встречной полосе не двигаются другие автомобили).

Как реагировать на действия полицейского при составлении протокола?

Если водитель после окончания прерывистой пересек сплошную разметку, и это действие зафиксировал сотрудник ГИБДД, рекомендуется:

  • не препятствовать фиксации правонарушения;
  • обосновать причину, почему был совершен выезд в нарушение правил дорожного движения;
  • привести убедительные доказательства того, что иначе совершить маневр было невозможно;
  • сфотографировать место происшествия;
  • написать «Не согласен» в полицейском протоколе, если автомобилист планирует оспаривать решение.

Рекомендуется также настоять на том, чтобы полицейский осмотрел состояние дорожной разметки и отметил в протоколе, что дорожная разметка стерта или закрыта грязью.

При фиксации нарушения ГИБДД необходимо обосновать причины совершения маневра инспектору.

Штрафные санкции

Пересечение сплошной линии, вне зависимости от причин совершения этого деяния, карается штрафными санкциями.

Размер штрафа за обгон по сплошной

Если водитель начал маневр на прерывистой, а закончил на сплошной линии, то в отношении автомобилиста составляется протокол о нарушении ПДД. За такое противоправное действие полагается штраф в размере 5 тысяч рублей.

При повторной фиксации данного правонарушения на дорожные камеры накладываются аналогичные санкции.

Если действия водителя создавали опасную ситуацию либо привели к аварии, то вместо штрафа изымаются права сроком на 4-6 месяцев.

При повторном нарушении ПДД документ изымают на год.

Можно ли оспорить данное нарушение?

Вне зависимости от причин наложения штрафных санкций, граждане вправе обжаловать решение полицейского в суде. Основным доказательством для вынесения положительного для автомобилиста решения являются нарушения, совершенные дорожными службами при нанесении разметки, либо наличие загрязнений на поверхности последней. В подобных случаях суд нередко не наказывает за обгон.

Источник: https://avtojur.com/shtrafy/narusheniya/zavershenie-obgona-cherez-sploshnuyu

Завершение обгона через сплошную линию разметки

При завершении обгона пересек сплошную

Завершение обгона через сплошную линию разметки достаточно спорная ситуация с точки зрения законодательства. Интересно, что проблема известна уже много лет, но законодатель не спешит её устранять.

12 июля 2017 г. в Правила дорожного движения были внесены изменения – добавлен пункт 9.1(1). Статья, по сути, потеряла актуальность.

9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Однако, в Кодексе об административных правонарушениях по-прежнему ответственность предусмотрена именно за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения. Такая формулировка некорректна по сути, но её пока менять не стали. Так что со статьёй всё же есть смысл ознакомиться.

По ПДД обгон состоит из нескольких действий. Это выезд на встречную полосу, опережение одного или нескольких транспортных средств и возвращение на ранее занимаемую полосу.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

Обгон” – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

По части 4 статьи 12.15 Коап ответственность наступает только в случае выезда на встречную полосу в нарушение ПДД.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Можно предположить, что законодатель под выездом подразумевал в том числе движение по встречной полосе в нарушение ПДД, но это не так. Например, в части 3 статьи 12.16 Коап явным образом указано движение, а не выезд, тогда как в части 4 статьи 12.15 Коап движение не указано.

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением – влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

То есть, в теории, за движение по встречной полосе в нарушение ПДД не наступает ответственность по части 4 статьи 12.15 Коап.

Сплошная линия разметки

Сплошная линия разметки 1.1 обгон не запрещает и движение по встречной полосе при наличии разметки 1.1 также не запрещено Правилами. Запрещено такую разметку лишь пересекать.

1.1 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.

Сплошная линия разметки 1.1 в соответствии с ГОСТом Р 52289-2004 наносится, в том числе, в тех местах, где Правилами запрещён обгон. Такие места перечислены в пункт 11.4 ПДД.

11.4. Обгон запрещен:

на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

на пешеходных переходах;

на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Таким образом, завершение обгона по встречной полосе в зоне действия сплошной линии разметки 1.1 является нарушением ПДД. Завершение обгона происходит там, где обгон запрещён.

Интересно, что ответственность наступает только в случае выезда в нарушение ПДД. Логично было бы установить ответственность за обгон в тех местах, где он запрещён.

Двигаться слева от сплошной линии разметки, если она разделяет транспортные потоки противоположных направлений, нельзя.

Статья 26

Продольная разметка, состоящая из сплошной линии, проведенной по проезжей части, означает, что всем транспортным средствам запрещается переезжать через нее или наезжать на нее; равным образом, когда разметка разделяет оба направления движения, она означает, что ни одно транспортное средство не должно следовать с той стороны разметки, которая является для водителя противоположной краю проезжей части, соответствующей направлению движения. Продольная разметка, состоящая из двух сплошных линий, имеет аналогичное значение.

ПДД РФ не противоречат этой Конвенции, но при этом такое движение не запрещают.

Начало обгона

Перед тем как начать обгон, то есть совершить выезд на встречную полосу, водитель обязан убедиться в том, что успеет завершить обгон. Ведь, если водитель не успеет, то завершит обгон там, где запрещено пунктом 11.4 Правил и, тем самым, создаст опасность для движения.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

То есть, по смыслу, если водитель завершает обгон там, где запрещено Правилами, то и выезд был в нарушение требований пункта 11.1 ПДД.

Исключение #1

Первым исключением можно считать такую ситуацию, когда водитель верно оценил ситуацию, но при выполнении обгона произошли события, которые водитель не мог предвидеть. Например, обгоняемое транспортное средство, в нарушение Правил, препятствовало обгону путём повышения скорости.

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Исключение #2

Вторым исключением можно считать обгон на нерегулируемом перекрёстке при движении по главной дороге.

11.4. Обгон запрещен:

на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

При интенсивности движения по пересекающей дороге не менее 50 авт./сут. перед такими перекрёстками наносится сплошная линия разметки 1.1 за 20-40 метров до края пересекающей проезжей части, но обгон, при движении по главной дороге, при этом не запрещён Правилами.

Особенный случай

Интересно, что разметка 1.11 по сути дублирует разметку 1.1 в случае, если сплошная линия нанесена со стороны попутной полосы движения.

1.11 – разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, где необходимо разрешить движение только со стороны прерывистой линии (в местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории);

Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой линии, а также и со стороны сплошной линии, но только при завершении обгона или объезда.

То есть, например, со стороны попутной для водителя полосы сплошная линия и выезд запрещён, но со стороны встречной полосы прерывистая линия разметки и её пересекать не запрещено. Здесь логику законодателя не понять.

Подведём итоги

По-моему мнению, нарушение Правил в таком случае имеет место быть, но Правила написаны некорректно, как и ответственность за их нарушение.

Жаль, что в течение многих лет ситуация не меняется, порождая всё новые и новые обсуждения с поиском единственного верного ответа, которого не существует. Самое правильное решение это изменение законодательства в целях исключения спорных моментов.

Ответственность водителя в случае ДТП с животным

Новые тарифы ОСАГО после 5 сентября 2020 г.

Объезд автобуса (троллейбуса) через сплошную линию разметки

Перевёрнутые номера вне закона

Грубые нарушения ПДД могут учитываться при оформлении полиса ОСАГО после 24 августа 2020 г.



Источник: http://pddrussia.ru/?p=567

Что необходимо говорить инспектору ДПС, если обгон был завершен по сплошной линии?

При завершении обгона пересек сплошную

Как правило, большинство дорожно-транспортных происшествий случается во время совершения маневра обгона одного транспортного средства другим.

Поэтому из-за сложности и опасности обгона, существуют определенные принципы для его совершения, утвержденные законодательно. Водитель, нарушающий данные принципы, определенно будет строго наказан.

В тех местах дорожного полотна, где совершение маневра обгона не допускается, устанавливаются соответствующие символы: 3.20, 3.22, кроме того специальная сплошная линия: 1.1, 1.3.

Однако иногда случается, что водитель, начиная обгон, пересекает прерывистую линию и не успевает закончить маневр, поскольку линия заканчивается.

Из-за этого чтобы завершить маневр ему не избежать заезда за сплошную линию. В случае если такой маневр заметит сотрудник дорожной инспекции, то все обернется неприятностями. Что же делать в таких случаях?

Линия прерывистой разметки 1.5 разграничивает полосы движения и не может неожиданно стать сплошной линией, т.к. водитель обязан понимать, когда именно она начнется. ПДД регламентируют порядок нанесения на трассу соответствующей разметки 1.6.

Эта линия выглядит следующим образом: протяженные штрихпунктирные полосы, между которыми есть небольшое расстояние. Длительность такой разметки не должна превышать 50 метров, исходя из действующих стандартов 2019 года.

Поэтому водитель, который соблюдает разрешенную максимальную скорость, имеет достаточный запас времени, чтобы грамотно совершить обгон.

Смягчения наказания, в случае завершения маневра обгона путем заезда сплошную линию разметки согласно действующему законодательству, не предусмотрено. Часть четвертая статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ряд наказаний за такой маневр.

В данном случае это штраф в размере пяти тысяч рублей, либо же худший вариант – лишение прав на четыре- шесть месяцев. Решение принимает начальник гос. авто инспекции или судья.

Как поступить в случае заезда за сплошную линию при обгоне? При фиксировании данного нарушения сотрудником ГИБДД, отрицать его абсолютно не стоит. Но, можно прибегнуть к небольшой уловке.

Необходимо сказать инспектору о том, что водитель, чье транспортное средство пытались обогнать, стал увеличивать свою скорость движения, как только начался маневр.

Следует отстаивать свою версию касательно совершаемого обгона и что длины прерывистой разметки 1.6 хватало для завершения маневра, однако ввиду сложившейся ситуации, расстояния для окончания обгона не хватило.

Согласно законодательству, не существует определенного наказания, которое помешало бы совершить маневр обгона. Однако при таком дорожном поведении водителя автомобиля, которого обгоняли, можно сказать, что такое нарушение было ненамеренным.

В случаях, когда позади двигался еще один водитель, то доводы будут намного убедительнее – не завершение маневра на половину стало бы причиной ДТП. Необходимо убеждать инспектора в том, что закончить обгон, можно было лишь с заездом за линию сплошной разметки.

Как действовать правильно, если будет выписано постановление? Так как инспектор сам решает, составлять протокол на имя начальника отдела, либо же напрямую передать документы в суд, следует договориться с сотрудником ГИБДД на первый вариант.

Поскольку оспорить правонарушение переданное судье будет крайне сложно, в отличие от протокола, который составляется инспекторами ГАИ.

Спорить с сотрудниками ГИБДД совершенно не стоит. Нужно всего лишь записать в постановление вышеперечисленные доводы. В конце необходимо указать – « С протоколом категорически не согласен».

Начальник ГАИ не вправе лишить водителя прав. В этом случае, если постановление будет рассматриваться в отделе ГИБДД, за такое нарушение назначен будет лишь штраф.

Не нужно говорить сотрудникам Гос. авто инспекции о том, что постановление подлежит обжалованию, т.к. они в данном случае останутся привержены своей позиции и направят протокол на рассмотрение в суд. В таком случае назначение наказания за данный проступок будет спорным.

Как действовать в случаях, когда постановление все же направили в суд? Если автомобилист был лишен водительского удостоверения, следует обратиться с жалобой в вышестоящие органы.

Пусть наказание и не отменят, но хотя бы заменят его обычным штрафом с взысканием денежных средств. При этом водительское удостоверение будет сохранено, и можно будет вновь управлять транспортным средством .

Если Вам была полезна данная информация,поставьте пожалуйста палец вверх и подпишитесь на канал!Удачи на дорогах!

Источник: https://zen.yandex.com/media/avtozal/chto-neobhodimo-govorit-inspektoru-dps-esli-obgon-byl-zavershen-po-sploshnoi-linii-5f51d3b166cb31336a5df5f2

Смотрите, какая тема — Можно ли пересекать сплошную при завершении обгона?

При завершении обгона пересек сплошную

Случаи, когда обгон начат в безопасной ситуации без нарушения ПДД, но закончить его Вы были вынуждены, пересекая сплошную линию разметки со встречной на свою полосу, достаточно распространённая.

Казалось бы, очевидно отсутствие в этом нарушения Правил, ведь статья 12.15 КоАП, по которой привлекаются водители к лишению прав или крупному штрафу, говорит о запрещённом выезде на встречку.

Значит ли это, что завершать обгон и пересекать при этом сплошную линию разметки можно?

Сплошная и обгон по ПДД

Для начала давайте узнаем врага в лицо – определимся, с чем мы имеем дело и что об этом говорят ПДД!

  • Сплошная линия разметки может быть одинарная (под номером 1.1) или двойная (1.3). Одинарная применяется в целом ряде случаев, в том числе для разделения встречных потоков; двойная – только для разделения “встречек”, но чаще всего на дорогах с 4 и более полосами в обоих направлениях.
  • Обгон – это манёвр, по сути состоящий из 2 перестроений и движения по встречной полосе. Без выезда на встречку обгона не бывает – это уже опережение.

Завершение обгона через сплошную при начале на прерывистой

Ситуация, на самом деле типичная:

  1. Вы едете за транспортным средством, скорость которого ниже Вашей, а встречку от Вас отделяет прерывистая линия,
  2. выглядываете вперёд и видите, что знака, запрещающего обгон, нет, сплошной также не видно, а встречная полоса свободна на достаточном расстоянии,
  3. начинаете обгон, как вдруг прерывистая переходит в сплошную, и Вы вынуждены вернуться в свою полосу уже через неё.

Казалось бы, ничего криминального здесь нет – ведь выезд на встречку осуществлён через прерывистую. Но и сплошная не начинается просто так внезапно – её по ГОСТу должна предварять разметка 1.6 длиной не менее 50 метров – с длинными штрихами и короткими расстояниями между ними, как на схеме ниже:

Можно ли так завершать обгон – что говорит судебная практика?

Итак, начнём мы с самого главного – завершать обгон через сплошную линию разметку по состоянию на 2020 год запрещено даже при возвращении в свою полосу и если манёвр был начат на прерывистой.

На практике с давних времён водителей привлекали по части 3.1 статьи 12.15 КоАП, предусматривающей наказание в виде штрафа 5 000 рублей или лишения прав на 4-6 месяцев за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.

Но что насчёт того, что выезд то фактически был через прерывистую?! И здесь “на старуху оказалась проруха” – сам Верховный суд вынес решение, в котором главным доводом послужило то, что любое расположение транспортного средства слева от сплошной или двойной сплошной разметки образует состав по указанной выше статье.

Но даже это решение уже устарело не актуально на 2020 год, потому что с июня 2017 года введён важный пункт в ПДД, аналогично запрещающий любое нахождение слева от сплошной:

9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Таким образом, Правила 2020 года чётко отвечают на наш вопрос – завершать обгон через сплошную, равно как и любое нахождение на встречке слева от сплошной запрещается и карается наказанием вплоть до лишения прав.

Если выехали на обгон через прерывистую и вернулись тоже через прерывистую

По существу вышеописанного Правилами дорожного движения запрещено именно движение по встречке если она отделена 1.1 или 1.3. Это значит, что суть пункта 9.1(1) в принципе предусматривает обязанность не пересекать эти линии разметки, а находиться на встречке при их присутствии.

Это значит, что даже если Вы выехали на обгон через прерывистую линию и вернулись тоже через неё, полностью проехав сплошную, то нарушение в этом случае всё равно есть.

Как быть?

Что же делать, если Вы уже начали обгонять, но попали в эту рискованную ситуацию?

  • Во-первых, сплошная не начинается просто так. Её рисуют дорожные службы в опасных местах, перед пешеходными переходами, перекрёстками с достаточно интенсивным движением и других опасных участках дороги. Наконец, часто сплошная сопровождается знаком 3.20 “Обгон запрещён”. В свою очередь, пункт 11.1 обязывает водителя в свободной полосе для обгона – это значит, что такие опасные участки (поворот дороги, к примеру, или преломление рельефа), знак пешеходного перехода, перекрёстка, запрета обгона Вы также были в состоянии увидеть издалека. Поэтому самым логичным решением здесь выступает просто не начинать обгон, если есть какие-то сомнения.
  • Во-вторых, если всё же Вы всё же уже на встречной полосе, то разметка 1.1 или 1.3 просто так не начнутся. Как мы уже указали выше, между прерывистой и сплошной будет разметка 1.6 с длинными штрихами. Пункт 6.2.8 ГОСТа №52289-2004 устанавливает, что её длина должна быть не менее 50 метров до сплошной. Это значит, что у Вас есть целых 50 метров для того, чтобы притормозить и вернуться в свою полосу, тем самым, избежав состава по статье 12.15 и нарваться на штраф или лишение.

Если же разметки 1.6 нет, то налицо нарушение ГОСТа. Это не отменяет Вашей вины автоматически. Но если Вы докажете суду, что именно из-за этого не были в состоянии обнаружить сплошную, не было никаких знаков, описанных выше, то состава правонарушения в этом случае и не будет, поэтому наказание водителя в таких случаях незаконно.

Ну и главное – обзаведитесь видеорегистратором, если ещё не сделали этого – зачастую инспекторы, остановившие Вас на дороге, будут клонить в свою сторону обстоятельства, даже если у Вас есть свидетели, и нарушения Вы и правда не допускали.

Источник: https://TonkostiPDD.ru/pdd/mozhno-li-peresekat-sploshnuyu-pri-zavershenii-obgona

Разрешено или запрещено завершение обгона через сплошную в 2020 году

При завершении обгона пересек сплошную

ВопросОтвет
Что нельзя пересекать на дороге?Пересекать нельзя сплошную линию.
Каковы правила выезда на встречную полосу?С ними можно ознакомиться в пункте 8 Постановления пленума ВС РФ, перейдя по ссылке.

Прав ли водитель, мешающий совершить обгон другому ТС?Нет причины, по которой водитель имел бы право воспрепятствовать обгону.

Что называют обгоном?Обгоном называется опережение идущего впереди транспортного средства, в процессе которого водитель должен выехать на полосу встречного движения.

Пересечение какой разметки допустимо?Автомобилям разрешено пересекать разделительную линию и линию приближения.
Чем запрещается совершение обгона?Знаками 3.22 и 3.20.
Есть ли знаки, разрешающие обгон?Да, 3.21, 3.23, 3.31.

Каким образом сотрудники ГИБДД фиксируют нарушение?Рассматривая дело, судья принимает во внимание материал, записанный даже на любительскую камеру.

Как автоматическая система фиксирует правонарушение?Водитель, нарушивший ПДД под объективом специальной камеры, получит штраф через 10 дней с момента совершения.

Проблема двусмысленности в трактовках Правил дорожного движения и КоАП в части пересечения сплошной линии во время обгона породила немало случаев, когда водители были несогласны с мнением инспектора ГИБДД, пытались его оспорить и шли в суд за своей правотой.

Нет четкой статистики, какой процент из числа всех «встречников» был лишен права управлять транспортным средством за то, что закончили обгон на сплошной, но, скорее всего, он довольно высокий.

Тема неоднократно освещалась в прессе, обсуждалась в передачах, анализировалась юристами и профессиональными водителями, пока к 2017 году не достигла пика своего накала. Тогда Верховный суд своим пояснением поставил жирную точку в этом вопросе – считать любое движение за сплошной однозначным нарушением.

Насколько легче стало жить водителям после такого решения, судить трудно, но можно сказать, что на самом деле проблема никуда не делась. Водители все так же жалуются в дорожные службы и ГИБДД, что знаки и разметка не по ГОСТу, торопятся успеть обогнать максимально много машин за один маневр, случайно или преднамеренно совершают выезд на встречку.

Разъяснение ПДД

ПДД четко формулирует определение всех маневров, в том числе обгона. В нескольких пунктах подробно расписаны:

  • что такое обгон;
  • в каких условиях разрешен и запрещен;
  • какими знаками и разметкой регулируется;
  • на что должен обратить внимание водитель при совершении обгона.

Помимо общих положений, знание которых, конечно же, необходимо и обаятельно водителю, существенными оказываются пункты про запрет обгона и исключения.

Сплошная линия разметки и запрет обгона

Часто водители входят в заблуждение, чем им руководствоваться.

Обгон запрещен

Каждый водитель должен хорошо знать знаки, разметку и условия, когда обгон запрещен:

  • знаками 3.20, 3.22 до тех пор, пока их действие не снимется должны образом (знаками, окончанием населенного пункта, перекрестком);
  • разметкой 1.1 (сплошная) до тех пор, пока разметка не изменится;
  • условиями:
  1. на расстоянии, ближе, чем 100 м до железнодорожного переезда;
  2. на мостах, эстакадах, путепроводах (соответственно, под ними тоже), в тоннелях, если не запрещено разметкой;
  3. на пешеходных переходах;
  4. на перекрестах с работающим светофором или регулировщиком, а также на нерегулируемом перекрестке, если машина движется по второстепенной;
  5. при ограниченной видимости (подъем, поворот).

Любой ранее совершаемый обгон должен быть завершен до наступлении зоны действий знаков, разметки или условий из этого перечня.

Также обгон запрещен, если впереди идущий автомобиль начал свой обгон, необходимо дождаться завершение его маневра.

Исключения

Водителям полезно знать несколько исключений из Правил, когда обгон не является правонарушением, даже если есть запрещающие знаки и разметка:

  • обгон разрешен при проезде нерегулируемых перекрестков по главной дороге, главное, не пересекать разметку 1.1 (ее наносят на оживленные нерегулируемые перекрестки для обозначения границ);
  • обгон разрешен в зоне действия знака 3.20, но только тихоходных ТС (они должны быть обозначены специальным знаком), гужевых повозок, мотоциклов без прицепа, мопедов и велосипедов.

Все остальные случаи, когда не видно разметки из-за снега, знаков из-за фуры, деревьев или по другим объективным причинам, ГИБДД трактуются как нарушение правил обгона, но наказание может быть мягче.

Завершение обгона через сплошную в 2020 году

Изменения в ПДД от 12 июля 2017 года сняли все размышления и фантазии на тему, можно ли считать выездом на встречную, если шло завершение обгона через сплошную, либо был только наезд одним колесом на разметку.

Теперь любое нахождение на полосе встречного движения, когда она отделена разметкой 1.11 (сплошная) расценивается как выезд на встречку и карается штрафом в 5000 р. или лишением водительского удостоверения до полугода.

Таким образом, для ГИБДД и суда с 2017 года нет особого значения, почему водителю пришлось пересекать сплошную: выехал ли он нарочно на встречку, либо заканчивал обгон, который начал в разрешенном месте, согласно ПДД – это нарушение.

Как себя вести, если остановил инспектор ГИБДД

Опытный инспектор не хуже психолога может понять, что за человек перед ним, насколько осознанно он нарушил ПДД. И от того, как себя будет вести водитель, отчасти зависит, какое наказание будет предложено провинившемуся.

Пять шагов, которые нужно сделать, когда инспектор ГИБДД остановит за пересечение сплошной при завершении обгона:

  1. Спокойно и вежливо выслушать инспектора, при необходимости пройти проверку алкотестером, просмотреть фото или видеоматериалы по нарушению и предложить составить протокол.
  2. Объяснить непреднамеренность своих действий, обосновать причину нахождения на встречке, обратить внимание на сопутствующие условия и факторы.
  3. Самостоятельно сфотографировать место произошедшего, остановить свидетелей, взять их координаты и краткие показания.
  4. В протоколе написать «несогласен», сделать приписку о свидетелях или записи видеорегистратора, если есть.
  5. Настаивать, что обгон не был закончен до сплошной по объективным причинам, а не вследствие безалаберности и невнимательности, рассказать, что эти причины непременно будут озвучены в суде.

Если все делать правильно, не обвинять бездоказательно инспекторов ГИБДД во всех грехах, не препятствовать составлению протокола, то, скорее всего, инспектор выпишет штраф или сделает устное предупреждение.

Наказание за обгон через сплошную

Инспектор может наказать водителя за неудачный обгон несколькими способами:

  1. Вынести устное предупреждение, пожурить, пояснить серьезность ситуации, прочесть лекцию о безопасности дорожного движения и важности ПДД.
  2. Выписать штраф до 5000 р.
  3. Предложить судье изъять ВУ на 4–6 месяцев.

При повторном подобном случае водителю грозит лишение прав на год или штраф в 5000 р., если завершение маневра через сплошную было зафиксировано фотокамерами.

К слову, штраф или лишение – не самые тяжелые по последствиям варианты наказания, куда страшнее и печальнее ДТП по этой причине, особенно со смертельным исходом.

Как оспорить мнение ГИБДД

Несмотря на то, что в 2017 году Верховный суд внес поправку в проект постановления, касающегося момента завершения обгона через сплошную линию разметки, по сути подтвердил, что это нарушение, у простых автолюбителей осталась надежда выиграть такое дело.

Суть в том, что даже при создании прецедента, рассмотрение дела в суде не гарантирует благополучный или неблагополучный исход для нарушителя поневоле. Судьи, естественно, приняли во внимание разъяснения ВС РФ, учитывают это мнение, но настаивают, что каждый случай индивидуален и не может быть выработано общего подхода, хотя используются одинаковые принципы.

Итак, попытаться оспорить мнение ГИБДД можно дважды:

  • при первом разговоре с инспектором – самый простой и удобный вариант, велика вероятность, что водителю будет вынесено предупреждение и прозвучит пожелание быть внимательнее и впредь не допускать такого нарушения;
  • в суде – по время процесса надо убедить судью в непреднамеренности совершения выезда на встречку, в своем раскаянии.

Велика вероятность, что суд не сочтет завершение обгона через сплошную линию слишком злостным деянием и назначит штраф без лишения ВУ.

Однако, нередко водителю становится принципиально важно доказать свою невиновность, он несогласен на штраф, потому что уверен, что все делал правильно и рамках закона.

В этом случае оспорить мнение ГИБДД можно следующими способами:

  1. предоставить показания свидетелей или запись видеорегистратора, что завершить обгон до наступления сплошной невозможно было по объективным причинам, например, препятствием со стороны обгоняемого;
  2. доказать, что разметка или расстановка знаков сделаны с нарушением ГОСТа, либо нечетко видны из-за кустов, снега, плохого качества покрытия;
  3. доказать фото или видеоматериалами, что обгон был завершен на прерывистой разметке.

Есть моменты, косвенно относящиеся к рассматриваемому делу, которые, тем не менее, существенно влияют на вердикт судьи:

  • положительные характеристики с места работы и места жительства нарушителя;
  • отсутствие непогашенных штрафов и безупречная репутация водителя вообще;
  • чистосердечное раскаяние, признание ошибки в своих действиях хоть отчасти;
  • совершение подобного нарушения впервые.

Юристы советуют бороться за свое ВУ с самого начала, не опускать руки. Если не получилось на месте решить вопрос, то не пренебрегать самостоятельным сбором доказательств, хорошо подготовиться, заручиться поддержкой профессионалов и смело идти в суд оспаривать мнение ГИБДД.

Срок давности по штрафам ГИБДД – разве возможно дождаться и не заплатить?

Авторский коллектив сайта, юристы: Михаил Тихонов, Бондаренко Елена, Ураев Константин, Барнева Ирина, Ногин Александр.

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши юристы проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

Источник: https://AvtoZakony.com/shtrafy/zavershenie-obgona-cherez-sploshnuyu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.