Правила разъезда

Содержание

Встречный разъезд машин: выполняем маневр безопасно

Правила разъезда

К встречному разъезду приходится прибегать довольно часто. И речь идет не только об обгоне по «встречке», который грозит столкновением лоб в лоб. Данный маневр применяют и при проезде перекрестков, и при разъезде во дворах, и при объезде препятствия. Причем Правила в каждом случае действуют по-разному.

Любой водитель просто не может обойтись без обгонов и перестроений. Ведь невозможно часами плестись за тихоходом, движущимся по загородной однополосной трассе со скоростью 20 км/ч. Тут даже новичок решится на обгон. А если на встречной полосе появится другой автомобиль, не будете же вы в него врезаться. Вот вам и пример встречного разъезда.

Однако совсем не обязательно покидать свой ряд, чтобы натолкнуться на встречную машину. Во-первых, другие автомобилисты также нередко прибегают к обгону. Они также могут выехать на вашу полосу, если на их половине дороги, например, ведутся дорожные работы или повстречалась огромная ямища.

Но чаще всего причиной встречного разъезда становятся припаркованные у тротуаров автомобили (иногда даже в несколько рядов). А если добавить к ним горы снега, который забыли вовремя вывезти зимой, то частенько дорога становится настолько тесной, что приходится выезжать на «встречку», чтобы проехать узкое место.

Правила встречного разъезда в различных дорожных ситуациях

·         При объезде препятствия и обгоне

Казалось бы, во встречном разъезде нет ничего сложного: кто занял чужую полосу, тот и обязан уступить. Это действительно так, если речь идет о встрече с препятствием лишь на одной стороне проезжей части.

Аналогичная ситуация и с тем, кто обгоняет: чтобы избежать столкновения, он должен вовремя вернуться на свою полосу. В данном случае приоритет – у движущихся по своей половине дороги.

·         На склоне

Но иногда ПДД предусматривают уступать даже на собственной половине дороги. Например, во время подъема на склон. Такая ситуация даже в экзаменационных билетах встречается. Давайте мы ее и разберем.

Как Вам следует поступить в данной ситуации?

1.       Уступить дорогу встречному автомобилю.

2.       Проехать первым.

3.       Действовать по взаимной договоренностью с водителем встречного автомобилю.

Правила дорожного движения четко регламентируют встречный разъезд в данном случае (п. 13.4 ПДД).

Водитель, поднимающийся на гору, имеет преимущество даже, если куча земли неизвестного происхождения препятствие перекрывает его полосу дороги.

Основная причина заключается в том, что автомобилисту на подъеме намного сложнее тронуться в дальнейший путь после остановки (не просто так на практическом экзамене ввели обязательное упражнение «Эстакада»).

Но стоит помнить, что такое правило действует далеко не на каждом пригорке. Склон обязательно должен быть обозначен следующими знаками:

 (Знак 1.13 «Крутой спуск») –  (Знак 1.14 «Крутой подъем»)

Таким образом помечают только самые крутые и опасные склоны. На них всегда преимуществом обладает водитель, поднимающийся в гору.

Так что правильный ответ в этой экзаменационной задачке – 1. Автомобиль, спускающийся со склона, должен пропустить машину, движущуюся ему навстречу независимо от того, на чьей стороне проезжей части образовалось препятствие.

·         На перекрестке

Иногда приходится осуществлять встречный разъезд на перекрестке. Например, когда вам и встречному автомобилю понадобилось повернуть налево. В этом случае разъехаться можно как правыми, так и левыми бортами.

В первом случае машины не доедут друг до друга. Во втором – поравняются и, проехав мимо друг друга, повернут.

Алгоритм действий водители выбирают сами, так как Правила дорожного движения допускают оба варианта – лишь бы автомобилисты после выезда с перекрестка не попали на «встречку».

·         В узких местах

А представьте себе дорогу, настолько узкую (например, из-за припаркованных вдоль обочины автомобилей), что одновременный разъезд двух машин на ней просто невозможен.

Такие узкие места часто встречаются и при выездах из дворов или в дворовых арках. К тому же в данной ситуации вообще непонятно, чья это полоса: ваша или того автомобилиста, который едет вам навстречу.

.. Так что тут ПДД бессильны.

Если ни один из водителей не имеет преимущества, то необходимо предварительно условиться о дальнейших маневрах.

Сделать это можно жестами (о специальных жестах автомобилистов можно прочитать в этой статье), а если не получается, то придется выйти из машины и переговорить лично.

Лучше потратить на это пару минут, чем потом в случае столкновения часами ждать полицейских или разбираться в оформлении Европротокола.

В узких дворах разъезд автомобилей также происходит по договоренности водителей. Как правило, одному из них приходится сдавать задним ходом для того, чтобы пропустить другого.

Но кто именно должен сдавать назад? По соображениям безопасности, конечно, тот автомобилист, у которого расстояние до конечной цели будет меньше. Заставлять встречную машину пятиться задом вдоль всего дома, а то и нескольких – это глупо и небезопасно.

Но иногда другого выбора нет: водителям-новичкам, к сожалению, очень тяжело дается маневрирование задним ходом.

Кстати, узкими бывают не только дворы. Иногда нужно проехать мост, ширина которого не позволяет разместиться там вдвоем. Обычно такие места маркируются знаками приоритета, дающими подсказку, кому проезжать первым. Маленькая красная стрелочка в следующих знаках указывает на то, что необходимо уступить:

 (Знак 2.6 «Преимущество встречного потока») и  (Знак 2.7 «Преимущество перед встречным потоком»)

Как избежать лобовое столкновение на скорости?

Встречный разъезд может обернуться довольно опасной ситуацией – лобовым столкновением автомобилей. И будет удачно, если оно произойдет на маленькой скорости, ведь ни для кого не секрет, насколько серьезными бывают последствия таких ДТП. Так что основная задача водителей – не допустить это самое лобовое столкновение. Что для этого нужно предпринять?

1.       Первое, что приходит на ум: тормози-и-и-и-и! Однако, если вы начнете резко жать на тормоз, то машину может занести. Так что для начала – уберите ногу с педали газа, а затем тормозите прерывистым нажатием на педаль тормоза.

2.       Руль держите крепко. Очень крепко! Особенно, если разъезжаетесь с большегрузным автомобилем или автобусом. Причина в том, что езда габаритных транспортных средств сопровождается сильными потоками воздуха, которые могут пошатнуть ваш автомобиль и даже направить его по неожиданной траектории.

3.       Примите максимально правее насколько это возможно. Может быть, придется съехать с проезжей части. Только предварительно оцените, что на вашем пути не окажется никаких препятствий в виде бетонных плит, других автомобилей и тем более людей.

4.       Если вы понимаете, что столкновение неизбежно, попробуйте предпринять все возможное, чтобы автомобили столкнулись под углом или вообще «шаркнулись» по касательной. А вдруг водитель встречной машины поступит также, и вы неожиданно для себя разъедетесь без последствий.

Ответственность за нарушение правил встречного разъезда

Наказание за нарушения правил встречного разъезда предусмотрено в виде штрафа на 1500 рублей. Однако, в случае обгона еще и прав могут лишить на 4-6 месяцев. Так что будьте аккуратнее и не нарушайте Правила!

Источник: https://haiv.ru/blog/8832/

Движение во дворах и жилых зонах

Правила разъезда

Движение по дворовым территориям и жилым зонам вызывает в кругу водителей немало вопросов. Например, как разъезжаться между собой, кто пользуется преимуществом в проезде пересечений, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и прочие вопросы.

Причем, среди них есть вопросы, которые волнуют пешеходов не меньше, чем водителей. Например, в разделе 17 ПДД «Движение в жилых зонах» есть строки:

«В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств». И возникает вопрос: что считать необоснованными помехами? Об этом чуть позднее.

Начнем с того, что официального определения термину «двор» или «дворовая территория» в ПДД нет. Более-менее внятное значение этих терминов можно найти в документах муниципальных образований. Но их множество, все они отличаются и имеют свои особенности.

Тем не менее, нетрудно сформировать, так сказать, общее определение, которое будет соответствовать представлению об этом «предмете».

Дворовая территория — это пространство, ограниченное зданиями по периметру, внутри которого размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и прочим учреждениям.

Далее, обратимся к еще одному определению, данному в разделе 1.2 ПДД:

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Таким образом, становится понятно, что дворы (дворовые территории) и жилые массивы относятся к прилегающей территории, и на этой территории действуют Правила дорожного движения.

Отличие жилой зоны от дворовой территории минимально. Жилая зона – это тот же жилой массив, та же самая дворовая (прилегающая) территория, въезды и выезды которой обозначены знаками 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны». Жилая зона может иметь свою сеть улиц местного значения.

Правила движения в жилой зоне указаны в разделе 17 ПДД. Требования этого раздела распространяются также и на дворовые территории. Но изучив этот очень небольшой раздел, многие спорные вопросы, возникающие в конфликтных ситуациях, остаются открытыми. Попробуем разобраться.

Скорость движения в жилой зоне

На вопрос, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и во дворах ответ дает пункт 10.2 ПДД:

«В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч».

Скорость в жилой зоне ограничена 20 км/час. С учетом ненаказуемого превышения скорости до 20 км/ч. фактическая скорость движения в жилой зоне не покажется слишком маленькой. Выбирая скоростной режим во дворах, нужно помнить, что пешеходы в этих условиях движения (в жилых зонах и на дворовых территориях) имеют приоритет.

Приоритет пешехода

В соответствии с пунктом 17.1, в жилой зоне пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами. Но при этом пешеходы не должны создавать необоснованные помехи для движения ТС.

В чем заключается приоритет пешеходов во дворах и жилых зонах. Дело в том, что в указанных территориях пешеходам разрешается движение и по тротуарам, и по проезжей части. Естественно, выходить на проезжую часть пешеходы должны только после того, как убедятся в безопасности, но если произойдет наезд, то вина будет полностью лежать на водителе.

Что такое «необоснованные помехи» для движения ТС? Понятно, что водитель не может наехать на человека, когда тот упорно не хочет уйти с дороги в сторону. Ни объехать, ни проехать. Подобные беспричинные действия и являются необоснованными помехами.

Автомобиль — велосипед: приоритет во дворе

Как уже рассмотрено выше во дворе или жилой зоне раздел 17 ПДД отдает преимущество пешеходам. На самом деле это преимущество формальное, но юридически — оно на стороне пешехода.

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, велосипед — это транспортное средство, т.е. велосипедист — не пешеход. Пешеходом велосипедист станет только тогда, когда он «спешится», и будет не ехать, а катить велосипед, т.е. идти рядом с ним.

А поскольку велосипед — это транспортное средство, то во дворе и жилой зоне движение велосипедистов подчиняется общим Правилам, и перед автомобилем во дворе велосипедист НЕ имеет того приоритета, какой есть у пешеходов. Подробнее — в статье Автомобиль — велосипед: у кого приоритет во дворе.

Правила движения для велосипедистов изложены в разделе 24 ПДД: Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов.

Проезд пересечений во дворах

Порядок проезда на пересекаемых дорогах определяется наличием знаков приоритета перед пересечением. Если знаки приоритета отсутствуют, то пересекаемые дороги считаются равнозначными, и на подобных дворовых «перекрестках» действует правило «помеха справа». Преимущество в движении у транспортного средства, которое приближается справа.

В жилых зонах с их разветвленной сетью местных дорог встречаются дороги с довольно широкой проезжей частью. Когда знаки приоритета отсутствуют, ширина широкой дороги НЕ делает ее главной по отношению к узкой пересекаемой или примыкающей дороге.

Реальность такова, что многие водители по разным причинам игнорируют это правило, ошибочно считая, что ширина дороги имеет значение.

Безопасность проезда подобных участков определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП. Кто может это гарантировать? – только вы сами. Имея преимущество, и уступая дорогу, вы НЕ нарушаете Правила.

Встречный разъезд во дворе

Поскольку во дворах и жилых зонах действуют настоящие Правила, встречный разъезд должен осуществляться в соответствии с пунктом 11.7. В общих случаях уступить дорогу должен автомобиль, на чьей стороне имеется препятствие. В роли «препятствия» во дворе может оказаться что угодно, затрудняющее проезд по своей стороне дороги, в том числе припаркованный у ее края чей-то автомобиль.

Но и в этом случае, также как и на дворовых пересечениях дорог, действуют негласные правила водительской солидарности и рациональный подход к разрешению спорной ситуации.

Остановка и стоянка во дворе

Остановка и стоянка во дворах или жилых зонах обычно вопросов не вызывает, за исключением случаев, когда места под стоянку не хватает (машин много, а мест мало). Но сейчас речь не о частных спорах и претензиях на машино-места, а вопрос о соответствии ПДД стоянки именно во дворе. Автомобиль можно поставить у края дороги, не загораживая проезд (въезд/выезд).

Во дворах и жилых зонах запрещается стоянка с работающим двигателем, а также запрещается стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5т вне специально выделенных и обозначенных знаками или разметкой мест. Стоянка для таких ТС обозначается знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)».

Более подробно — в статье Стоянка во дворах.

Выезд из двора (жилой зоны)

Выезжая со двора или с территории жилой зоны на дорогу (конец жилой зоны обозначается знаком 5.22), как и с прилегающей территории, Правила обязывают уступить дорогу всем ТС, которые движутся по этой дороге, а также пешеходам, пересекающим ваш путь (пункт 8.3 ПДД).

Это требование безоговорочное, но мир, как говорится, не без добрых людей. Нередко коллеги по дороге проявляют соучастие, и уступают дорогу (пропускают на выезд), таким образом, облегчая выезд на дорогу нуждающемуся.

В таких случаях, выезжая со двора на дорогу, действовать нужно очень внимательно. Рекомендую ознакомиться с дорожными случаями в статьях Выезд на главную дорогу. Поворот налево и Если бы сначала посмотрел направо.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей

Источник: https://avtonauka.ru/voghdenie/dvizhenie-vo-dvorax-i-zhilyx-zonax.html

Как выполнить встречный разъезд на транспортном средстве без нарушений ПДД? Знак и правила, если маневр затруднен

Правила разъезда

Как правило, в автошколах при обучении не уделяют повышенного внимания такому маневру, как встречные разъезды ТС. Поэтому и водители выполняют его правильно далеко не во всех случаях.

Между тем необходимо освоить правила этого маневра получше – выполнять его потребуется не так редко, как может показаться.

На самом деле особенных сложностей в этом маневре нет. Чтобы не получать штрафов из-за неверного следования правилам, необходимо лишь как следует ознакомиться с ними.

Наказание – штраф

В КоАП ст.12.15, ч.1 определен штраф за несоблюдение правил встречного разъезда. Сумма его может составить от тысячи до полутора тысяч рублей. Лишение права управлять автомобилем в таких случаях не предусмотрено.

Решение по сумме может зависеть от конкретной ситуации. На узком участке для проезда штраф может быть назначен по низшей планке. При неверном следовании правилам встречного разъезда на достаточно широкой дороге штраф может оказаться большим из возможных.

Что это такое по ПДД?

Тем, кто лишь начинает осваивать правила, стоит подробно рассмотреть, что такое встречный разъезд и когда именно он необходим.

На дороге необходимость разъехаться может возникать в таких ситуациях, когда ширина ее недостаточна для того чтобы по ней смогли бы одновременно проехать два транспортных средства, движущиеся навстречу друг другу.

Необходимость использовать правила разъезда может возникать в таких ситуациях:

  • Если на дороге произошло ДТП и половина ее оказалась перекрытой.
  • Если на дороге ведутся работы, занимающие большую ее часть.
  • Когда у края проезжей части припаркованы в несколько рядов автомобили.

На дороге с недостаточной для разъезда шириной больше шансов очутиться зимой. В это время коммунальные службы не всегда вовремя успевают вывезти снег, в итоге он занимает немало места на проезжей части. При этом на некоторых дорогах продолжают парковать личный транспорт точно так же, как и в летнее время – из-за этого дорога быстро превращается в однополосную.

Знак, предписывающий водителю уступить дорогу, если маневры транспортных средств затруднены

Если в начале узкого участка дороги установлен знак 2.6, водителю необходимо предоставить транспорту, двигающемуся со встречного направления, право преимущественного проезда.

Знак «Преимущество встречного движения» 2.6:

Обычно такой знак устанавливается в местах, где разъехаться двум автомобилям будет непросто. Например, нередко помещают его в начале мостов с неширокой проезжей частью.

Это правило может не использоваться, если габариты ваших ТС не вызывают затруднений при проезде узкого участка (например, при разъезде мотоциклов без боковых прицепов). В этом случае нет необходимости останавливаться и пропускать встречное ТС – водители просто проезжают дорогу.

Общий порядок выполнения

В ПДД правила для совершения встречных разъездов рассматриваются довольно подробно:

  1. При сложностях со встречным разъездом из-за возникшего на дороге препятствия уступать дорогу придется тому из водителей, на стороне которого оно имеется.
  2. Если препятствие располагается на уклонах, которые обозначены знаками 1.13 (крутой спуск) и 1.14 (крутой подъем), дорогу уступает тот из водителей, кто спускается с горы.Знак «Крутой спуск» 1.13:Знак «Крутой подъем» 1.14:

Данный пункт включает два правила – из них первое применяют только и исключительно для уклонов, а для всех прочих ситуаций существует правило второе. При этом стоит принять во внимание, что речь ведется не обо всех уклонах, а только о тех, что обозначены знаками 1.13 и 1.14.

  1. При наличии предупреждающих знаков и проблемах с разъездом транспорта на узком участке дороги горы уступает тот из водителей, кто спускается с нее. Это правило действует независимо от того, на какой из сторон имеется препятствие.
  2. Все прочие ситуации на дорогах решаются следующим образом: при наличии проблем уступает тот из водителей, на чьей стороне имеется препятствие.

Последовательность действий в разной дорожной обстановке

  1. На перекрестке. Встречные разъезды на перекрестках не так сложны, как кажутся. Например, оба авто собираются поворачивать налево. Разъезд производиться может правыми бортами – машины в таком случае поворачивают, не доехав друг до друга. Если разъезд проводится левыми бортами, машины, поравнявшись, проезжают друг друга и поворачивают.

    Такие варианты в ПДД допустимы.

  2. На склоне. При необходимости разъехаться на склоне горы первым делом надо вспомнить о том, что знак подъема считается знаком преимущества. При разъезде на дороге, ведущей в гору и отмеченной специальным предупреждающим знаком, вы будете иметь преимущество.

    При спуске с горы придется уступить дорогу встречному авто, если на то возникнет необходимость.

  3. На узком участке. При необходимости разъехаться на узкой дороге водители должны руководствоваться знаками, устанавливающими приоритеты движения.

    Таким образом становится понятно, какое направление будет преимущественным и кто из водителей должен первым направить транспортное средство на неширокий участок.

  4. При обгоне. Иногда автомобили, которые движутся в разных направлениях, оказываются на одной полосе – так происходит, когда одно ТС осуществляет обгон.

    В таком случае дорогу должен уступать тот, кто обгоняет.

  5. При объезде препятствия. Если автомобиль вынужден выехать на встречную полосу из-за того, что на его полосе движения имеется препятствие, уступать другому транспорту придется именно ему.

Спорные ситуации во время нарушений

Не редкость, когда водитель на пути движения которого внезапно возникает препятствие, не успевает сориентироваться и нарушает правила, выезжая для объезда на часть дороги для встречного движения.

В этом случае ему потребуется представить убедительные доказательства, что нарушение совершено из-за крайней необходимости. В большинстве случаев это помогает избежать наказания.

О том, в каких случаях и как можно обжаловать штраф ГИБДД, узнайте тут.

Выезд на полосу, предназначенную для движения встречных машин и нарушение правил разъезда считаются административным проступком, если дорожные знаки, разметка напрямую запрещают этот маневр (какие штрафы за нарушение правил маневрирования?). Спорные ситуации возникают при отсутствии разметки, если она местами стерлась с дороги – тогда выезд на другую полосу не будет наказываться лишением прав.

Как ДПС может доказать вашу вину?

Для доказательства вины водителя сотрудникам ДПС необходимо предоставлять материалы, содержащие исчерпывающую информацию по конкретному нарушению. Кроме протокола, который составляется на месте нарушения, могут быть предоставлены свидетельские показания. Но чаще работа проводится с документами, полученными при помощи фото- и видеосъемки.

камеры в последнее время устанавливаются на многих спорных участках с целью контроля движения на дорогах и проверки знаний ПДД водителей. Игнорировать такие участки не стоит – получить штраф после нарушения ПДД, зафиксированного камерами, проще простого. Подробнее о том, что фиксируется камерой и можно ли обжаловать наказание с видеофиксацией нарушения, узнайте в отдельной статье.

.

по теме

О правильном выполнении встречного разъезда можно узнать в данном ролике:
https://youtu.be/HU57FiY0iHQ?t=658

Заключение

Тем водителям, кто заботится не только о собственной безопасности, но и о безопасности прочих участников дорожного движения (а таких, без сомнения, большинство), следует быть максимально осторожными и внимательными на дорогах. При тщательном изучении правил поведения на дорогах возможно без проблем перемещаться на большие расстояния, не попадая в аварии и не получая наказаний за неправильную езду.

Источник: https://pravovoi.center/avtoyurist/narushenie-pdd/shtrafy/vstrechnyj-razezd.html

Встречный разъезд: основные правила, регулирующие знаки на подъемах и узкой дороге

Правила разъезда

Встречный разъезд — довольно легкий и интуитивно понятный маневр. Тем не менее несоблюдение правил подобного разъезда способно привести к серьезной аварии.

Административный кодекс РФ предусматривает денежное наказание за неправильные действия при проезде узких участков дороги.

О том, какой именно штраф налагается на нарушителей встречного разъезда, какие знаки регулируют маневр и какие спорные моменты возникают в отдельных ситуациях при проезде зауженных участков трасс, рассказывает эта статья.

Знаки, регулирующие встречный разъезд

Существуют 4 знака, предупреждающих водителей о приближении к опасному участку дороги, проезд по которому отличается от движения по обычным загородным трассам и улицам в городах (поселках):

  1. 1.13 — Крутой спуск (литера «А» на рис. 1). На загородных дорогах данный знак (с указанием крутизны) устанавливается на дистанции 150–300 м, а в населенных пунктах — 50–100 м от начала уклона. Обычно идет в паре с табл. 8.1.1, которая показывает точное расстояние до начала спуска.
  2. 1.14 — Крутой подъем («Б» на рис. 1). Правила размещения те же, что и для знака 1.13. Если спуски и подъемы на трассе сменяют друг друга непрерывно, может устанавливаться без информационной табл. 8.1.1 непосредственно перед началом уклона.
  3. 2.6 — Преимущество встречного движения («В» на рис. 1). Запрещает въезд на зауженный участок шоссе, если это может затруднить встречное движение.
  4. 2.7 — Преимущество перед встречным движением («Г» на рис. 1). Разрешает аналогичный маневр.

Санкции за нарушение правил встречного разъезда

Владелец ТС, проигнорировавший знаки 1.13 и 2.6, может быть наказан за нарушение правил встречного разъезда (в том числе и на перекрестках).

Если он будет остановлен дорожным инспектором за то, что помешал проехать по узкому отрезку дороги ТС, имеющему преимущество при движении по данному участку, то согласно части первой статьи 12.

15 КоАП РФ такой нарушитель будет оштрафован на полторы тысячи рублей.

Главные правила встречного разъезда

Знаки 1.13, 1.14, 2.6 и 2.7 всегда устанавливаются перед отрезками дороги, проезд по которым затруднен и сопряжен с определенными рисками. Обычно парные знаки 2.6 и 2.

7 являются временными: их размещают перед ремонтируемыми участками трасс, узкими мостами (включая некапитальные понтонные), там, где возможно падение камней, деревьев и т. д. Наоборот, парные знаки 1.13 и 1.

14 устанавливают на постоянной основе.

Однако и те и другие объединяет одно золотое водительское правило: увидев на обочине какой-либо из перечисленных знаков, лучше сбросить скорость до минимума и постараться приготовиться к любым неожиданностям, даже если указатель и дает водителю преимущество движения по находящемуся перед ним опасному участку дороги. Ведь управляющий ТС человек не может быть уверен, что другой парный знак на противоположном конце участка не поврежден либо вообще присутствует.

Разъезд на склоне

Езду по склонам холмов, в горах, на пригорках определяет простое правило: приоритет проезда по дороге с уклоном, обозначенным знаками 1.13 и 1.14, всегда имеет тот, кто движется вверх.

Даже если препятствие (в виде сломавшейся машины, упавшего на проезжую часть столба и т. д.

) находится на полосе движения авто, движущегося вверх по склону, уступить право проезда по зауженному препятствием участку трассы должно то ТС, которое спускается по нему вниз. При этом существуют 2 нюанса:

  1. Если встречные ТС уже въехали на зауженный участок дороги на склоне и кому-то из них необходимо сдать назад, чтобы освободить проезд, сделать это обязан опять же водитель авто, движущегося под уклон, за исключением случаев, когда сделать это легче объективно тому, кто едет вверх.
  2. Если же уклон дороги не оборудован знаками 1.13 и 1.14, встречный разъезд на нем определяет универсальное правило объезда препятствия: перед кем находится последнее, тот и уступает дорогу.

На узком участке

Проезд по зауженному отрезку трассы на ровной местности определяют знаки 2.6 и 2.7. Если встречный разъезд затруднен, уступить дорогу (на нешироком мосту, асфальтируемом участке шоссе и т. д.) должен водитель, приближающийся к нему со стороны знака 2.6.

При объезде препятствия

Если временное препятствие сужает проезжую часть трассы до одной полосы и перед ней нет знаков, регулирующих затрудненный разъезд, владельцы ТС обязаны руководствоваться ПДД. Пункт 11.7 Правил гласит, что в этой ситуации уступить дорогу должен тот, на чьей полосе находится препятствие.

При этом важно помнить, что если на шоссе имеется непрерывная линия разметки, разделяющая разнонаправленные потоки транспорта, то объезд препятствия с пересечением этой сплошной и выездом на встречку является нарушением ПДД. За него согласно ч. 3 ст. 12.15 КоАП водитель может быть оштрафован на сумму от одной до полутора тысяч рублей.

Исходя из этого, объезд препятствия по встречной полосе на дороге со сплошной линией разметки является худшим вариантом выхода из ситуации.

Если у водителя есть возможность самому убрать с проезжей части препятствие (если таковым является небольшое упавшее деревце, какой-нибудь вылетевший из кузова грузовика габаритный, но нетяжелый предмет, сбитый кем-то лесной зверь и т. п.), то лучше потратить на это некоторое время и уже затем спокойно ехать дальше.

Встречный разъезд на скорости

Как правило, скорость движения на опасных участках трасс за городом ограничивается соответствующими знаками. На отрезках загородных дорог с крутыми спусками и подъемами, выделенными знаками 1.13 и 1.14, а также перед зауженными участками со знаками 2.6 и 2.7 (в том числе и в населенных пунктах) обычно тоже выставляют указатели, предписывающие водителям сбросить скорость.

По этой причине проезд по зауженному отрезку шоссе на высокой скорости автоматически превращается в нарушение ПДД.

Однако даже если знак скоростного ограничения перед опасным участком по какой-либо причине отсутствует, автолюбители должны руководствоваться здравой логикой и Правилами дорожного движения.

Пункт 10 ПДД прямо предписывает автомобилистам вести ТС с такой скоростью, которая позволит им трезво оценивать дорожные условия и обеспечит возможность контроля за движением ТС для выполнения Правил и предотвращения ДТП.

Следует запомнить: встречный разъезд на высокой скорости лучше не совершать: это прямой путь к аварии.

Более того, довольно часто на дорогах встречаются ситуации, вообще не описанные в ПДД. Например, во дворах многоэтажных домов нередко можно увидеть узкие дорожки, по которым способна проехать только одна машина.

Это может быть и двухполосная зимняя дорога, суженная с обеих сторон сугробами до состояния однополосной.

Чтобы разъехаться в подобном месте, перед которым нет никаких знаков, водители иногда вынуждены полностью останавливаться с двух концов зауженного участка и далее на словах (либо жестами) договариваться, кому из них проезжать его первым.

Вопросы читателей

Несмотря на то что встречный разъезд является простым маневром, в жизни случаются ситуации, способные поставить в тупик даже опытных автолюбителей. Примеры таких спорных ситуаций, нередко обсуждаемых на автомобильных форумах, приведены ниже.

Недавно ездил в соседний город. Недалеко от него есть речка — дорога с обоих берегов спускается под уклоном, спуски/подъемы, как положено, обозначены знаками. Подъезжаю к спуску и вижу, что слева на дороге грунт после дождя сполз с обочины и наполовину перегородил проезд по полосе, а внизу от моста едет машина.

Водитель увидел меня — встал. Я тоже остановился, но, сколько ей ни «моргал», показывая, что у нее приоритет, она так и не сдвинулась с места, пока я не плюнул и не проехал спуск первым. Потом уже увидел, что за рулем девушка, а на заднем стекле у нее «!».

Интересует: смог бы я как-то отмазаться, если за такой маневр меня остановили гаишники.

Ответ: Формально — вряд ли. Вы сами говорите, что спуск был обозначен знаками 1.13 и 1.14. Преимущество проезда участка трассы с препятствием, как Вы верно отметили, было у девушки за рулем встречной машины.

Вы нарушили ПДД, и если бы это увидели сотрудники дорожной инспекции, то они имели полное право Вас оштрафовать. Единственным вариантом для Вас было бы попытаться уговорить их отнестись к ситуации с пониманием, по-человечески.

Иногда это срабатывает, но чаще всего все-таки нет.

Месяц назад чуть не попали с женихом в аварию. На деревенской дороге выехали из-за деревьев к узкому деревянному мосту через пруд. Никаких знаков, чтобы мы уступили проезд, там не было.

Мой молодой человек как ехал, так и влетел на мост, а с другой стороны на него в это же время въезжал трактор. Ладно, тормоза у нас хорошие — успели остановиться в метре от ковша. Потом уже узнали от тракториста, что знак с нашей стороны моста недавно сбили местные мальчишки.

Но если бы мы попали в аварию, кто бы за нее отвечал? Мы или местные власти, недоглядевшие, что знака нет?

Ответ: Ситуация неоднозначная. Закон вы не нарушили. За отсутствие знака перед однополосным мостом должна отвечать местная поселковая администрация и организация, обслуживающая дорогу.

Поэтому если бы вы попали в серьезное ДТП, то опытный адвокат мог бы попытаться потребовать возмещение материального ущерба и выплаты на восстановление вашего здоровья с местных властей.

С другой стороны, юристы последних могли бы вменить вам превышение скоростного режима при прохождении поворота перед мостом. Отсюда совет: на незнакомых дорогах ведите себя осторожней!

Конечно, несоблюдение правил встречного разъезда обычно не приводит к трагическим последствиям по причине того, что автомобилисты совершают маневр на невысоких скоростях.

Однако, чтобы свести риск повреждения собственных авто при подобном разъезде к минимуму, всем водителям не мешает время от времени повторять правила его выполнения.

Ведь если каждый участник дорожного движения будет помнить, кто обязан уступить при встречном разъезде, то и аварий на дорогах будет меньше.

Источник: https://bezprav.net/pdd/vstrechnyy-razezd/

Встречный разъезд — правила, знаки и понятия

Правила разъезда

Что нужно знать водителю при встречном разъезде?

Наверное, каждый помнит детское стихотворение Сергея Михалкова “Бараны”. К несчастью, аналогичные ситуации нередки на наших дорогах.

На узких участках, во дворах, на нешироких мостах, где двум автомобилям разъехаться проблематично, часто возникают споры среди водителей — кто должен уступить дорогу? Подобная ситуация может возникнуть на любой дороге, например, из-за внезапно возникшего на пути препятствия.

И хотя правила дорожного движения очередность проезда при встречном разъезде устанавливают достаточно четко, споры продолжают бушевать. При затрудненном встречном разъезде водители могут столкнуться с одной из четырех ситуаций. Попробуем разобраться в каждой из них.

Здесь вдвоем нельзя пройти — ты стоишь мне на пути

Случай первый: узкий участок, обозначенный знаками 2.6 “Преимущество встречного движения” и 2.7 “Преимущество перед встречным движением”.

  • По правилам. При наличии данных знаков водители руководствуются именно ими. В частности, знак 2.6 запрещает въезд на узкий участок, если это затруднит проезд встречному автомобилю.
  • По понятиям. Некоторые водители рассуждают следующим образом: “Когда я въезжал, встречки не было, уступать было некому. Когда встречный автомобиль подъехал, я был уже на середине моста. Он меня видел, должен был дать мне завершить маневр”.

Это в корне неверное рассуждение. Если в этом случае возникнет спор или ДТП, то любой сотрудник ГИБДД встанет на сторону того, кто имеет преимущество согласно знаку.

Есть и такие водители, которые стараются побыстрее заскочить на узкий участок, даже если на противоположном въезде есть автомобиль. Они забывают (иногда намеренно), что правило говорят однозначно — при наличии знака 2.

6 водитель должен уступить дорогу встречным ТС даже в том случае, если оно находится на подъезде к узкому участку.

Да, иногда водителю, имеющему преимущество, действительно проще отказаться от приоритета. Например, если встречная машина находится в конце узкого участка. Такой водитель руководствуется здравым смыслом. Он это делает не потому, что обязан пропускать, а потому, что так будет быстрее и спокойнее.

Как рогами ни крути, а вдвоем нельзя пройти

Случай второй: наклонный участок (горка), обозначенный знаками 1.13 “Крутой спуск” и 1.14 “Крутой подъем”.

  • По правилам. Уступить дорогу при наличии знаков 1.13 и 1.14 должен водитель автомобиля, движущегося на спуск — независимо от того, на чьей стороне препятствие.
  • По понятиям. Спускающийся может приводить разные аргументы в свою пользу. Например, поднимается один автомобиль, а спускаются несколько. Или препятствие на стороне поднимающегося.

Все эти аргументы противоречат и правилам, и здравому смыслу. В данном случае надо помнить, что тронуться тому, кто спускается, гораздо проще, чем тому, кто поднимается. И чем круче горка, тем больше вероятность отката у идущего на подъем. Так что спускающийся водитель, не пропустивший поднимающегося, зачастую является провокатором ДТП.

Пусть мои отсохнут ноги, не сойду с твоей дороги

Случай третий: на полосе движения есть препятствие, которое нужно объезжать с выездом на полосу встречного движения. Такое мы частенько можем увидеть во дворах или на дорогах с двумя полосами, где одна полоса занята припаркованными автомобилями.

  • По правилам. В случае, если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого есть препятствие, должен уступить дорогу.
  • По понятиям. Здесь весьма широк диапазон понятий: “Уступить должен тот, кто ближе к концу дома”, “Кому проще, тот и уступает”, “Мужчины пропускают дам” и так далее.

Некоторые как аргумент приводят определение понятия “препятствие”, где сказано: “Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил”.

Все эти понятия никак не помогут, если возникнет спор и разрешать его приедут сотрудники ГИБДД. Ситуация однозначна: кто на встречке, тот не прав.

Последний аргумент не подходит, так как речь об остановившемся, а не вставшем на стоянку автомобиле. Напомним, что в ПДД “остановка” и “стоянка” — термины разные.

Если водитель настаивает, что некое ТС препятствием не является, то он должен знать, что в этом случае объезжать остановившийся автомобиль с выездом на встречку правилами запрещено.

Однако кроме правил есть еще и здравый смысл, которому в описанной ситуации стоит следовать, чтобы сэкономить время и нервы.

Например, если во дворе навстречу “правому” водителю двигается несколько машин или, к примеру, большой грузовик.

В этом случае водителю, движущемуся в своей полосе, проще отказаться от приоритета и самому подвинуться, нежели долго и упорно ждать, пока все “растолкаются”, чтобы уступить ему дорогу.

В этой речке утром рано утонули два барана

Случай последний и наиболее сложный: узкий проезд в одну полосу, не обозначенный знаками (арочные въезды во дворы, подъезды к организациям, узкие поселочные дороги и т.п.). Правила данную ситуацию не регламентируют, водители определяют очередность проезда по договоренности.

Если в данной ситуации хотя бы один водитель будет руководствоваться здравым смыслом – автомобили разъедутся быстро и без лишних споров.

Хуже всего, когда в такую ситуацию попадают два не совсем адекватных водителя.

Споры, выяснение отношений с переходом на личности в этом случае могут затянуться надолго, так что другим водителям, желающим также проехать в данном месте, придется поискать пути объезда.

В заключение стоит отметить, что независимо от того, прав или неправ водитель, при встречном разъезде ему не стоит затевать долгие дрязги и споры. Выяснение отношений парализует движение по узкому участку, создает помехи для движения других автомобилей. Иной раз стоит и уступить, если того требует дорожная обстановка и здравый смысл.

Источник: https://www.RuDorogi.ru/articles/traffic-laws/crossing.html

Что такое встречный разъезд и как его правильно осуществить

Правила разъезда

Встречный разъезд, который часто путают с обгоном, относится к форс-мажорным ситуациям на дороге, с которыми можно столкнуться внезапно. Чтобы не растеряться, нужно знать, как действовать в конкретном случае: уступить дорогу другому или проехать самому. Предлагаем вам разобраться в этом вопросе.

Что такое встречный разъезд

Встречный разъезд классифицируется ПДД как вынужденный маневр на сложной трассе, когда машинам, едущим навстречу друг другу, не хватает места, чтобы разминуться.

В этом и заключается его основное отличие от обгона и опережения, где автомобиль не обязательно покидает свою полосу, выходя вперёд, и обстоятельства почти всегда одинаковы.

Правила просты, ими приходится руководствоваться ежедневно, и они легко и прочно запоминаются.

Встречный же разъезд осуществляется не так часто и иногда бывает столь сложным, что водитель не успевает сообразить, как поступить.

Когда приходится прибегать к встречному разъезду

Ситуаций, когда приходится прибегать к встречному разъезду, немало, их могут спровоцировать:

  • узкие арки и проезды во дворах;
  • пересечение с другой машиной на перекрестке, когда желание ее водителя и ваше совпало в том, чтоб повернуть налево;
  • ремонт или препятствие на одной из полос;
  • подъемы и спуски;
  • припаркованные по обеим сторонам автомобили;
  • авария на дороге.

Как вести себя на перекрёстках при намерении повернуть в одну сторону, решать вам: можно разойтись правыми боками машины: повернув влево, не поравнявшись, либо левыми, чтобы машины повернули, после того, как поравняются. Если перекрёсток имеет разделительную полосу, стоит разъезжаться левыми бортами, чтобы ни одна из машин не оказалась на встречной полосе.

На закрытой прилегающей к домам территории разъехаться сложнее, поскольку для этого не предусмотрено четкого руководства и не осуществляется контроль, как на проезжей части.

Между тем, ситуация непростая: на узком участке автомобили пытаются маневрировать, а вокруг полно помех, и кто-то должен дать задний ход. Чтобы благополучно разминуться со встречным авто, уступить во дворе должен тот, чей путь будет короче.

Можно предварительно договориться с водителем, едущим навстречу, если вы не слишком уверенный автомобилист.

Если машины едут по дороге, и на одной стороне обнаружилось нечто, вынуждающее водителя свернуть на чужую полосу, то уступить должен именно он – тот, кто выполняет объезд препятствия.

При обгоне, и это всем известно, пропустить встречные машины должен обгоняющий. Но бывают сложные ситуации, когда вы стали жертвой безответственного водителя, решившего нарушить правила и мчащегося вам навстречу.

В таком случае надо сделать все возможное, чтобы не столкнуться лоб в лоб – лучше съехать на обочину или отклониться от полосы и допустить, чтоб задели бока вашей машины.

Ни в коем случае нельзя обгонять другие машины в тоннеле или на участке, помеченном знаком «Обгон запрещен» (круг с красной обводкой и белым фоном, на котором нарисованы черная и красная машины).

Если вы едете позади фуры, закрывающей обзор, то посмотрите на ее поворотники: обычно водители габаритного транспорта используют их, чтобы сигнализировать тем, кто за ними. Включенный левый поворотник предупреждает вас об опасности столкнуться с другой машиной, если вы выедете на ее полосу, а правый свидетельствует о благоприятном моменте для маневра.

Ремонт, затеянный на дороге, место аварии, огороженное полицией, могут как подчиняться общему правилу объезда препятствий (уступает объезжающий) или обгона, так и регулироваться временными знаками или полицейским в ручном режиме. Будьте внимательны: временные знаки (с желтым фоном) имеют преимущество перед постоянными, ориентируйтесь по ним.

При подъемах и спусках дорогу уступает тот, кто едет вниз, так как ему лучше видно, что происходит на дороге.

Угол, образующийся на склоне, и степень его опасности отражается в предупреждающих знаках: они выполнены в виде треугольников с белым фоном и красным абрисом, на которых изображена горка или спуск, а также процент уклона. Если знаков нет, то данное правило не действует – это место не считается подъемом/спуском.

На исторически сложившихся узких дорогах обычно есть специальные знаки, разъясняющие, кто кому должен уступить. Мы рассмотрим их ниже.

Основные действия при встречном разъезде на скорости

Правила, регламентирующие встречный разъезд, описывают, к сожалению, далеко не все. Увы, даже соблюдая их, вы рискуете встретить водителя-лихача или пьяного, которому все равно, за кем преимущество.

Это приводит к страшным ситуациям, когда обе машины несутся навстречу друг другу с приличной скоростью, и нужно срочно что-то предпринимать. Запомните несколько правил:

  1. Нельзя резко тормозить: после набора скорости внезапное торможение может лишить вас контроля над автомобилем. Просто перестаньте нажимать на газ.
  2. Сориентируйте автомобиль вправо, насколько можно.
  3. Если обочина достаточно широка и безопасна, съезжайте туда.
  4. Уходите в поворот, не дёргая руль и дождавшись, пока скорость снизится до 15 км/ч.

Источник: https://DriverTip.ru/zhizn/kak-pravilno-osuschestvlyaetsya-vstrechnyj-razezd.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.