Правила пдд велосипедиста

Правила дорожного движения для велосипедистов в 2020 году

Правила пдд велосипедиста

Велосипед – популярный транспорт для передвижения, поддержания хорошего физического состояния. Ежегодно количество велосипедистов на дорогах растет, что приводит к необходимости внесения правок в ПДД. Рассмотрим подробнее правила дорожного движения для велосипедистов на дорогах.

Понятие «велосипед» в законодательной базе

В п.1.2 ПДД обозначена актуальная формулировка понятия «велосипед», исходя из которой формируются ключевые требования касательно участия в дорожном движении. Законодатель указывает, что велосипед представляет собой транспортное средство (за исключением инвалидных колясок), имеющее минимум 2 колеса, приводящееся в движение за счет физических усилий лица, находящегося на нем.

При этом приведение транспортного средства в движение осуществляется посредством педалей и рукояток, а также электродвигателя мощностью до 0,25 кВт. Если транспорт оснащен двигателем, действует обязательное требование об автоматическом отключении при достижении скоростного ценза в 25 км/час.

Исходя из актуальных сведений, поданных в ПДД, велосипед законодательно признается транспортным средством. Следовательно, на него распространяются правила дорожного движения, устанавливаются определенные ограничения, мера ответственности за игнорирование обязательных норм поведения на дороге.

Особое внимание следует уделить законодательному определению «велосипедист». В соответствии с ПДД, это человек, управляющее велосипедом.

При этом он автоматически становится водителем транспортного средства, так как к этой категории относят всех участников дорожного движения, управляющих транспортом.

Если велосипедист не находится за рулем, контролируя передвижение транспортного средства в ручном режиме, он автоматически становится пешеходом.

Общие требования для велосипедистов

Ключевые нюансы правил езды для велосипедистов в 2020 году обозначены в ст.24 ПДД. Этот раздел несколько раз подвергался корректировкам.

В 2014 году в него было внесено понятие велосипедной дорожки как приоритетной выделенной полосы для передвижения.

Закон гласит, что полоса для велосипедистов – обособленная часть проезжей части, отделенная от основной зоны горизонтальной разметкой и знаком 5.14.2. Она является приоритетной зоной для движения велосипедистов.

Если говорить кратко, к дорожному движению не допускается неисправное транспортное средство. Соответственно с положениями ст.2.3 ПДД, перед началом езды пользователь обязан убедиться, что транспорт подготовлен к поездке. Световые сигналы и замок работоспособны, колеса накачены, ходовая часть, руль и тормоза в порядке.

Также для велоучастников движения обязательны средства защиты в виде шлема, налокотников и наколенников. Это рекомендация законодателя, за не несоблюдение не призывают к ответственности. Потому велосипедистам нужно помнить, что, используя защиту, они повышают собственную безопасность при совершении поездки, минимизируют риск получения травм для пешеходов.

Если владельцу «двухколесного коня» не исполнилось 14 лет, передвигаться он может исключительно в пределах тротуара, выделенной велополосы. Если на трассе отсутствует пешеходная зона, передвигаться детям по дороге категорически запрещено.

Поскольку велосипед формально является транспортным средством, а его владелец –  полноценным участником движения, он обязан тщательно следовать всем правилам, как и автолюбители.

Законодатель указывает, что для велосипедистов обязательны к соблюдению требования, где имеются фразы: «…водитель обязан…», «…транспортное средство должно…».

При этом к велосипедистам не относятся требования, касающиеся механического транспорта.

Правила движения для велосипедистов

В ст.24.1 ПДД указано, что при наличии специально выделенной полосы, движение велосипеда осуществляется исключительно в ее пределах. Лицо, управляющее транспортным средством, обязано переехать на нее, как только полоса появляется в поле зрения. Обозначенные рекомендации актуальны для всех велосипедистов старше 14-летнего возраста.

Учитывая тот факт, что выделенные полосы для велосипедов имеются исключительно в крупных городах, законодатель допускает передвижение по другим участкам проезжей части.

  • Правый край проезжей части. Движение велосипеда по ней допускается, если отсутствуют выделенные полосы для велосипедистов и велопешеходная дорожка. Выдвигается ряд требования к габаритам транспорта. Ширина велосипеда не должна превышать 1 м. Если участниками дорожного движения является несколько велосипедистов, они обязаны ехать в колоннах друг за другом.
  • Обочина. Перемещение по обочине разрешено в ситуации, когда поблизости нет велодорожки, велопешеходной зоны, отсутствует возможность передвижения по правому краю проезжей части.
  • Тротуар и пешеходная зона. Законодательно разрешено передвижение в двух ситуациях. Первая – отсутствуют велодорожка и велопешеходная полоса, нет возможности следовать приоритетному передвижению по правому краю проезжей части и обочине. Вторая – велосипедист перевозит малолетнего ребенка до 7 лет на обособленном сидении, велоколяске или прицепе. Также разрешено перемещаться на тротуар велосипедистам, сопровождающим детей до 7 лет.

ПДД устанавливает приоритетность движения велосипедистов. Если не предусматривается обособленная полоса для велодвижения, допускается езда исключительно по правому краю проезжей части. Если нет возможности соблюдать обозначенное правило, велосипедист может переместиться на обочину или тротуар.

Скоростной режим

Поскольку велосипед признается транспортным средством, к нему действуют определенные правила касательно соблюдения скоростного режима. Законодатель устанавливает предельно допустимый лимит в 60 км/час в городе, 20 км/час – в жилых зонах. Кроме того, для велосипедистов обязательно соблюдение требований дорожных знаков с ограничением скорости.

При этом законодатель обозначает, что скорость велосипеда, превышающая показатель в 25 км/час, может достигаться исключительно за счет собственных сил велосипедиста. Это связано с тем, что согласно действующих ПДД, развиваемая скорость электродвигателем не должна превышать установленные рамки.

Если нарушителя остановит инспектор ДПС, он вправе выписать штраф согласно соответствующего пункта КоАП РФ.

Правила проезда на перекрестках

В ст.13 ПДД обозначены правила и нюансы проезда перекрестков. Они актуальны как для автомобилистов, так и велосипедистов.

Если перекресток нерегулируемый, является разнозначным, приоритет при повороте отдается транспортным средствам, находящимся справа. Если дорога неравнозначная (имеется дорожный знак 2.1 « дорога»), приоритет принадлежит транспорту, движущемуся по основной трассе. Это значит, что велосипедист на вторичной дороге обязан пропустить транспорт, находящийся справа от него.

Если перекресток регулируется светофором или регулировщиком, ориентироваться предстоит на их сигналы. Находясь перед светофором, категорически запрещено пересекать ограничительную зону, продолжать движение на запрещающий сигнал, осуществлять разворот.

Касательно велодвижения имеются некоторые тонкости. В соответствии со ст.24.8 ПДД, велосипеду запрещено поворачивать влево, если дорога состоит из нескольких полос движения. Велосипедист может двигаться исключительно прямо и вправо. Для пересечения перекрестка потребуется спешиться, осуществить пешеходный переход на другую сторону трассы.

Сигналы маневрирования и светосигналы

В ст.8.1 ПДД указано, что в случае совершения маневров на дороге транспортное средство должно подать соответствующий сигнал о повороте, перестроении, торможении и остановке.

Автомобили оснащены специальными световыми сигналами, потому могут осуществлять движение автоматически.

Велосипеды не оборудованы огнями, потому ПДД рекомендует давать информационные сигналы о маневрировании при помощи рук:

  • поворот влево. Левая рука вытягивается в сторону. Если сигнал подается правой рукой, ее следует согнуть под углом 90 градусов и отвести вбок;
  • поворот направо. Правая рука вытягивается в сторону. Левая рука сгибается под прямым углом, отводится вбок;
  • остановка. Левая или правая рука поднимается вверх.

Подавать сигналы следует за несколько секунд до исполнения маневра. Это необходимо для того, чтобы другие водители вовремя увидели сигнал, смогли на него среагировать.

Закон не запрещает оснастить велосипед дополнительными световыми приборами, позволяющими подавать сигналы. Их использование даст возможность облегчить и обезопасить передвижение.

В ст.19.1 ПДД обозначено требование к велосипедистам оснащать транспортные средства светоотражающими элементами в виде фонаря и катафотов.  Белый отражатель помещается спереди возле включенного фонаря, красный – сзади. Помимо этого, рекомендуется установить отражатели на колеса, наклеить на одежду светоотражающие наклейки.

Привилегии для велосипедистов

Часть положений ПДД, затрагивающая права и обязанности для велосипедистов несколько раз корректировалась и дополнялась. В 2015 году были внесены очередные правки, утвердившие привилегированное положение велосипедистов на движение по выделенным полосам для маршрутных транспортных средств.

В ст.18.2 ПДД указано, что на трассах с полосами для маршрутных транспортных средств, отмеченных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14 невозможно передвижение легковых и грузовых автомобилей за исключением пассажирского такси и школьных автобусов). Если полоса расположена справа, ею имеют право воспользоваться велосипедисты.

Вместе с тем, обозначенная привилегия доступна исключительно в ситуации, когда отсутствует велодорожка, велопешеходная зона.

Что запрещено велосипедистам?

Законодатель установил ряд ограничений и запретов для владельцев велосипедов, которые можно найти в памятке для велосипедистов. Они призваны обезопасить человека, участвующего в дорожном движении:

  • запрещено управлять транспортом без рук на руле;
  • не рекомендуется перемещаться с грузом, выдающимся за габариты велосипеда более чем на 0,5 м в любую сторону;
  • перевозить пассажиров на раме, багажнике, прочими способами, не предусмотренными конструкционными особенностями велосипеда;
  • перевозить детей и школьников до 7 лет без специально обустроенного кресла;
  • ездить по пешеходным переходам;
  • перемещаться по автомагистралям;
  • разговаривать по телефону, удерживая руль одной рукой;
  • буксировать другие транспортные средства без специального прицепа, обеспечивающего надежное закрепление.

Соблюдение этих запретов поможет обезопасить дорожное движение, защити велосипедиста от возможных травм и аварийных ситуаций.

Штрафные санкции для велосипедистов

Велосипедисты, игнорирующие действующие ПДД, подлежат административному наказанию. В главе 12 КоАП России велосипед не рассматривается как полноценное транспортное средство, потому меры ответственности, обозначенные здесь, для велосипедистов не применяются.

Штраф за нарушения ПДД устанавливается согласно положений ст.12.29 КоАП РФ:

  • За езду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения – 1000-1500 рублей.
  • Нарушение ПДД – 800 рублей.
  • Игнорирование требований ПДД, повлекшее создание помех в дорожном движении – 1000 рублей.
  • Нарушение ПДД, повлекшее причинение легкого или среднего вреда здоровью по неосторожности – 1000-1500 рублей.

ПДД для велосипедистов обновлено: 11 июня, 2020 автором: АвтоЮрист Консультация

Источник: https://lawcars.ru/pdd-dlja-velosipedistov/

Права и обязанности велосипедиста на дороге

Правила пдд велосипедиста

Бесплатная консультация юриста по телефону:

По неофициальной статистике за 2017 год, по Московской области зафиксировано 160 случаев ДТП с участием водителей-велосипедистов. Для использования на дороге таких двухколесных агрегатов получение прав не требуется, но к ПДД разработаны дополнения, поясняющие правила передвижения велосипедистов на дороге, соблюдение которых является обязательным.

Каковы права и обязанности велосипедиста на дороге в 2018 году рассмотрим ниже.

Основные обязанности велосипедистов

Как и любой автолюбитель, водитель-велосипедист является участником дорожного движения и должен соблюдать правила, закрепленные в ПДД.

Согласно статье №24.2 ПДД, с возраста 14 лет и старше, велосипедист может совершать движение по правому краю дороги в случаях отсутствия специально выделенной велодорожки. Также граждане вправе передвигаться по проезжей части, разделяясь на колонны по 10 человек в ряд или в составе 10 пар, если ширина занимает не более 0,75 м дороги (п. 24.5).

При отсутствии возможности двигаться по правой стороне автомагистрали, водитель двухколесного средства может переместиться на пешеходную дорожку, и продолжить езду если нет отдельно очерченной велодорожки.

К велосипеду может быть прикреплен прицеп, если конструкция данного ТС предусматривает его наличие.

К обязательным требованиям, которые должен соблюдать водитель согласно ПДД для велосипедистов, относятся следующие:

  • на проезжую часть дороги вправе выезжать только граждане старше 14 лет;
  • велосипед должен быть в исправном состоянии и специально оборудован:
    • яркие красные или оранжевые светоотражатели на каждом колесе;
    • на передней части велосипеда должен располагаться фонарь и светоотражатель белого или желтого цвета;
    • на задней панели – светоотражатель красного цвета;
    • транспорт должен быть снабжен клаксоном для подачи предупреждающих сигналов;
    • иметь исправную тормозную систему;
    • общая ширина велосипеда, включая прицеп, не может превышать 1 м;
  • правило остановки перед пешеходом в установленных местах распространяется на велосипедиста, как и на любого автомобилиста;
  • при необходимости пересечь пешеходный переход перпендикулярно линии дорожного движения, велосипедист обязан ускориться.

Пункт 24.2 ПДД допускает возможность движения велосипедиста по обочине, при наличии помех по правому краю дороги и при отсутствии велодорожек.

По правилам дорожного движения допускается перевозка ребенка до 7 лет в сопровождении взрослого велосипедиста в велоколяске, прицепе или на дополнительно оборудованном сиденье.

Правила передвижения по дороге

Чтобы предупредить участников движения о маневрах велосипедиста, разработана общепринятая система условных знаков:

  1. Для поворота направо необходимо выдвинуть прямую правую руку или поднять и согнуть в локте левую руку;
  2. Для поворота налево необходимо выдвинуть прямую левую руку или поднять и согнуть в локте правую руку;
  3. Для обозначения остановки используется подъем руки наверх в положении прямо.

Предупредить о наличии препятствия на дороге (ямы, кочки, лужи) участников колонны можно, опустив руку вниз со стороны имеющейся помехи.

При движении колоннами необходимо соблюдать дистанцию 80-100 м так, чтобы водители машин имели возможность постепенно обогнать всю плеяду участников.

Согласно ПДД, движение рядом с препятствиями, например, автомобилем с аварийными стоп-сигналами, предусматривает возможность отклонения велосипедиста в левую сторону.

Перемещение по перекресткам должно происходить строго в соответствии с сигналом светофора или по направлению главной дороги.

При подготовке к движению необходимо выехать вперед, чтобы водитель, стоящий на стоп-линии, увидел велосипедиста. Остальные маневры велосипедистов приравниваются к ПДД для водителей.

Так, при совершении поворота велосипедист должен занять соответствующее крайнее положение дороги.

Важно! Поворот налево или изменение направления движения для велосипедистов разрешено только на дорогах с одной разделительной полосой.

Что водителям-велосипедистам запрещается на дорогах?

Запрещенные маневры для велосипедистов согласно ПДД:

  1. Управление транспортным средством, не держась за руль;
  2. Вождение велосипеда в пьяном виде;
  3. Перевозка пассажиров на раме или багажнике велосипеда;
  4. Проезд в ночное время суток без осветительных приборов и светоотражателей;
  5. Движение по средней или крайней левой полосе дороги;
  6. Проезд в месте расположения пешеходного перехода;
  7. Буксировка другого велосипеда;
  8. Совершение проезда на красный сигнал светофора;
  9. Совершение поворота налево при движении на дорожном полотне, имеющем более одной полосы или разворот на трамвайных путях.

Предусмотрена ли ответственность за нарушение ПДД?

Ответственность за нарушение ПДД велосипедистами в России предусматривает только штрафы.

Нарушениями ПДД считаются:

  • передвижение на велосипеде в нетрезвом виде. Штраф составляет 1500 рублей к оплате;
  • не предоставление права преимущества пешеходу карается суммой от 1500 до 2500 рублей;
  • создание помех для участников дорожного движения влечет за собой штраф в размере 1000 рублей.

При оплате штрафа ГИБДД в течение двух недель с момента его назначения, сумма может быть снижена на 50%, согласно КоАП РФ.

Соблюдение правил ПДД способно сохранить жизнь и здоровье участникам дорожного движения.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawecon.ru/prava-i-obyazannosti-velosipedista/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.