Правила маленького пешехода

Содержание

Методическое пособие «Правила маленького пешехода»

Правила маленького пешехода

Ирина Николаевна Вилкова
Методическое пособие «Правила маленького пешехода»

Методическое пособие “Правила маленького пешехода”ГБДОУ Детский сад № 111 Невского района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации к дидактическому пособию

«Правила маленького пешехода»

Вилкова И. Н.

воспитатель гр. № 1 «Василек»

(2-я младшая группа)

г. Санкт-Петербург

2018г.

Пособие «Правила маленького пешехода» предназначено для работы по формированию основ безопасного поведения младших дошкольников на дороге, профилактике детского травматизма, как в индивидуальной работе, так и малыми подгруппами.

Краткое описание изготовления пособия “Правила маленького пешехода”:

“Чудо-книжка» изготовлена из бросового материала (картон, фоамиран, ткань, липучка, пуговицы, карабин, тесьма.)Листы картона обшиваются тканью, сшиваются между собой по подобию книги, потом на каждый лист наклеивается или пришивается аппликация. В книжечке 8 листа из которых рабочих 6.

Странички скреплены сложением разворотов вместе и прошиты по середине на швейной машинке. Так же представлены: машинки, дерево из пластмассы, различные мелкие игрушки, выполняющие функции пешеходов.

Цель пособия:

знакомство детей с правилами дорожного движения, формирование навыков правильного поведения на дороге, профилактика детского дорожного травматизма.

Задачи:

• закрепить знания детей о правилах дорожного движения;

• расширить представления детей о правилах поведения пешехода и водителя;

• закрепить представления детей о назначении светофора;

• развивать память, мышление, воображение, внимания;

• развитие мелкой моторики;

• способствовать активизации словаря по теме;

• воспитать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Вначале педагог вместе с группой детей (или в индивидуальной форме) внимательно рассматривают страницу, рассказывают о том, что изображено, какое правило дорожного движения. Изучают знак, как визуально, так и тактильно, для лучшего запоминания.

А затем для закрепления знаний, моделируют, с помощью педагога, аналогичную ситуацию на развороте книги и проигрывают ее (применяются машинки и фигурки). Игры способствуют развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора, систематизации ранее полученных знаний, активизации словаря по теме. Транспорт движется по проезжей части дороги.

Переходить дорогу надо по пешеходной дорожке. Прежде чем перейти дорогу, надо посмотреть влево, а дойдя до середины дороги, посмотреть вправо. Нам помогает переходить дорогу наш друг – светофор. Красный свет – сигнал опасности. «Стой! Остановись!»- говорит пешеходу красный сигнал светофора. Затем в светофоре появляется желтый свет.

Он говорит: «Внимание! Приготовьтесь! Сейчас можно переходить!». Зеленый сигнал светофора говорит: «Путь свободен! Идите!».

Закон улиц и дорог, который называется «правила дорожного движения» строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правила. И тогда случается непоправимая беда.

Но закон улиц и дорог еще и очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь. Что бы с вами ничего не случилось, дети, выполняете основные правила поведения. Не переходите улицу перед близко идущим транспортом.

Не играйте на улице близко к дороге. Не катайтесь на санках, коньках, велосипедах по дороге.

Итак, что должны усвоить дети, чтобы спокойно жить на свете:

1. Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны.

2. Подчиняться сигналам светофора. Переходить улицу только на зеленый свет светофора.

3. Переходить дорогу только по пешеходной дорожке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось.

4. Прежде чем переходить улицу, сначала посмотреть налево, а, дойдя до середины улицы, посмотреть направо.

5. Автомобили, автобусы, троллейбусы надо обходить сзади.

Для проверки знаний, насколько хорошо ребенок усвоил ПДД, предлагаю несколько заданий.

Вступление:

Детям знать положено

Правила дорожные,

Ты дружок доверься им

Будешь цел и невредим!

Задание №1 на страничке №2:

• отгадай загадку:

Красным глазом засияет –

Нам идти не разрешает,

А зелёный глаз зажжёт –

Иди смело, пешеход!

(светофор)

• посмотри внимательно на светофоры. Найди правильные.

• расскажи, где ты видел светофоры?

• для чего нужен светофор?

Задание №2 на страничке №3:

• собери светофор. Расскажи, что означают его сигналы (красный, желтый, зеленый).

• знаешь ли ты стихотворение про светофор? Расскажи его, пожалуйста.

Задание №3 на страничке №4:

Вспомни и расскажи правила в каком месте можно играть.

Задание №4 на страничке 5 и 6:

• какие машины ты знаешь;

• для чего они необходимы;

• какой номер набрать для вызова нужной службы.

Спешит машина красная,

Не выключая фар,

На службу на опасную,

Спешит тушить пожар!

На белой машине с красным крестом

Доктор примчится к больным в каждый дом.

Машина поедет с сиреной, мигая,

Нужна неотложно служба такая!

Другие машины ей путь уступают.

Скорую помощь все граждане знают!

Полицейская машина

Едет мимо магазина.

Тихий город охраняет,

За порядком наблюдает.

В добрый путь! Садясь в машину, не забудь пристегнуться ремнем безопасности! (развитие мелкой моторики Стр 6 и 7:

Задание 1. “Покажи нарушителя”

На макете создается ситуация, где среди пешеходов, которые выполняют правила дорожного движения, присутствуют нарушители (переход не в положенном месте).

Задание: найти и показать нарушителей ПДД.

Задание 2. “Покажи на макете”

Дорогу.

Детскую площадку.

Тротуар.

Задание 3. “Найди переход”

Указать на макете место, где необходимо переходить дорогу. Вспомни и расскажи правила перехода улицы.

Задание 4. “Светофор”

Показать какие действия производит пешеход, если горит красный (зеленый, желтый) свет. Вспомни и расскажи правила на какой свет нужно переходить дорогу.

Задание 5. “Составь рассказ”

Составить рассказ с использованием макета:

– что расположено на твоей улице, и показать это на макете;

– составь безопасный маршрут от дома до сада (магазина, соседнего двора и т. д., и покажи на макете.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskoe-posobie-pravila-malenkogo-peshehoda.html

Пдд для дошкольников: как объяснять малышам правила дорожного движения

Правила маленького пешехода

Мы живем в мире, который населяют свыше 7 миллиардов людей, и примерно каждый 7-й житель водит машину. При таком изобилии транспортных средств знать ПДД нужно даже дошкольникам.

Родитель не всегда на 100% включен в ситуацию, а для столкновения с движущимся автомобилем достаточно доли секунды. Рассказывать, как безопасно перейти дорогу, нужно начиная с 3-4 лет. К школе ребенок должен знать правила поведения пешехода назубок.

Но что делать, если таких знаний еще нет или они недостаточны?

Когда и как изучать ПДД

Еще с пеленок дети стремятся копировать взрослых. Поведение мамы и папы на дороге – главный пример, который «откладывается на подкорке».

Если родители нарушают правила (в спешке, по невнимательности), ребенок бессознательно будет действовать так же вне зависимости от того, знает он ПДД или нет.

Поэтому первый и главный урок, который могут преподать взрослые детям, – показать на деле, что они сознательные пешеходы.

Когда начинать изучать с ребенком ПДД? Читать всевозможные стишки, слушать песенки, смотреть мультики о поведении на дороге можно уже с 1 года. С 3-4 лет следует проводить разъяснительные беседы.

Например, говорить с ребенком на тему того, что для полной остановки автомобилю понадобится время, что он не умеет мгновенно тормозить.

Еще в период посещения детского сада малыш должен усвоить, что такое дорога, тротуар, пешеходный переход, светофор – и как ими пользоваться.

Как помочь дошкольнику усвоить ПДД? С детьми 3-7 лет уроки проводятся в игровой форме и с наглядными примерами – так материал быстрее и полнее усваивается. Кроме того, важно учитывать восприятие мира, характерное для этого возраста, уровень возможностей психики.

  1. Примерно до 8 лет преобладает «туннельное» зрение – ребенок воспринимает объекты перед собой, но не сбоку. Поэтому детей важно учить перед выходом на дорогу внимательно смотреть по сторонам.
  2. До 6 лет ребенок не способен быстро установить источник шума, услышать приближающийся автомобиль.
  3. До 5-6 лет концентрация внимания избирательная. Малыш может одновременно оценить только один объект – на его взгляд, самый значимый (например, малыш замечает, как приближается грузовик, но не обращает внимания на легковую машину).
  4. Низкий рост ограничивает угол обзора, дети не могут увидеть все, что происходит на дороге. Водителям крупногабаритных авто по той же причине бывает сложно заметить ребенка.

Нужно учитывать специфику поведения ребенка в опасной ситуации. Девять из десяти детей при виде несущегося на них автомобиля впадают в ступор и закрывают лицо руками. Десятый бросается в паническое бегство, чаще всего прямо под колеса машины. Поэтому, каким бы ни был смышленым малыш, переводить через дорогу его должен взрослый, крепко держа за руку.

Список правил

Знания сигналов светофора и зебры для дошкольника недостаточно, картина дороги от этого не будет полной. Нужно объяснить малышу, какие виды транспорта бывают, как они передвигаются, поговорить с ним о предназначении тротуаров, подземных переходов, о полосах движения.

5 правил дорожного движения для дошкольников:

  1. Пересекать проезжую часть можно на зеленый сигнал светофора или по переходу, и только так.
  2. Перед тем как ступить на дорогу, нужно взглянуть налево, потом, дойдя до разделительной полосы, посмотреть вправо.
  3. Вдоль дороги следует передвигаться по тротуару справа. Если находишься за городом – идти навстречу автомобилям по обочине.
  4. Нельзя играть возле дороги. Нельзя перебегать ее, идти на красный или желтый свет, даже если поблизости нет машин.
  5. Нужно знать некоторые дорожные знаки. Подробно они описаны на картинке ниже.

Опасные ситуации на дороге

В одночасье на проезжей части находится от нескольких десятков до сотен людей. Даже если один из них совершит ошибку, может случиться ДТП. Это человеческий фактор, и ребенок должен о нем знать.

Вот наиболее опасные неожиданности, с которыми можно столкнуться на дороге:

  1. Из-за стоящей у обочины машины резко появляется автомобиль. Поэтому перед тем как переходить дорогу, нужно просмотреть всю движущуюся полосу.
  2. Зажегся красный свет, а ребенок на середине дороги. Движение транспорта с двух сторон может сильно испугать, но нельзя поддаваться панике, бежать вперед или назад.
  3. Машина движется медленно, и кажется, что можно успеть перебежать. Нет, нельзя. За ней может ехать авто на большой скорости.
  4. Из двора внезапно выехала машина. ДТП происходят не только на оживленной дороге – в жилых массивах множество поворотов, из-за которых в любой момент может показаться автомобиль.
  5. Водитель двинулся с места на зеленый сигнал для пешехода. Да, такие случаи не редкость. Нарушители есть, были и будут. Даже переходя дорогу по правилам, ребенок должен быть внимательным, не отвлекаться на игры, снять наушники, смотреть по сторонам.

Стихи, загадки, песни по теме

Существует немало детских печатных изданий, по которым можно учить детей дошкольного возраста ПДД. Например, пользуется популярностью книга С. Волкова «Про правила дорожного движения», А. Усачева с аналогичным названием. Интересны на тему дорожных правил стихи И. Гуриной «Непослушный пешеход», «Зебра», «Тротуар и проезжая часть».

Пример стихотворения для дошкольников:

Всем ребятам умным ясно: Где дорога – там опасно! Отыщи-ка, пешеход

Черно-белый переход!

Не горит зеленый свет? Светофора вовсе нет? Что такое? Как же так?

Посмотри на синий знак.

Человечек в нем идет? Значит, это – переход. У дороги смирно встань,

Не беги, не хулигань,

Маму за руку бери, Вправо-влево посмотри! Приглашает переход:

— Проходи по мне вперед!

(И. Гурина)

В стихах есть рифма и поэтому они легче запоминаются ребенком. Вот еще один стихотворный вариант ПДД для дошколят:

Быстрая в горе езда? – Да.

 Правила знаешь движения? – Да.

 Вот в светофоре горит красный свет,

 Можно идти через улицу? – Нет.

 Ну, а зеленый горит, вот тогда

 Можно идти через улицу? – Да.

 Сел в трамвай, но не взял билет.

 Так поступать полагается? – Нет.

 Старушка, преклонные очень года,

 Ты место в трамвае уступишь ей? – Да.

После нескольких прочтений отвечать «да» или «нет» будет сам ребенок. Для закрепления материала очень хорошо слушать песни А.Усачева, А.Пинегина «Дорога не тропинка» и «Этот мир состоит из пешеходов» из сборника детских песен.

Полезно и очень увлекательно загадывать малышу загадки. Пример:

Иллюстрированные инструкции

Известно, что человек обладает несколькими видами памяти. Помимо слуховой, есть еще тактильная и зрительная. Детей дошкольного возраста рекомендуется обучать по картинкам. Яркие иллюстрации вызывают интерес, и даже если какие-то слова взрослого малыш прослушал, в памяти отложится изображение.

Пример картинки, которая подходит для занятия по изучению ПДД для дошкольника:

4 варианта игры

Редкий ребенок будет долго сидеть за книжками и слушать стихи. Тем более если за окном пригревает солнышко и песочные дела ждут. Не стоит расстраиваться или раздражаться на невнимательность. Можно поиграть с ребенком в интересную игру в ПДД, от которой он наверняка не откажется. Лучше всего ее проводить на улице с другими ребятишками, во дворе или детском саду.

Итак, приведем 4 варианта обучающих игр.

  1. «А у нас на улице». Действие происходит в песочнице. Дети выносят машинки, небольших солдатиков, кукол, взрослые делают дорожные знаки и светофор из бумаги, фломастеров и зубочисток. Дальше из слегка влажного песка воссоздается близлежащая дорога и постройки вокруг. Дети делятся на пешеходов и водителей. Первым выдается задание: сходить в магазин, в больницу, сесть на автобус и т. д. Водители ездят по дороге, создавая опасность.
  2. «Магазин игрушек». Занятие проводится на детской площадке. На асфальте мелом рисуется пешеходный переход, дорога, на противоположной стороне магазин, куда сносятся все игрушки. Малышей делят на группы: водители, пешеходы, 1 продавец. Старший ребенок или взрослый играет роль инспектора и задает экзаменационные вопросы для водителей: когда можно ехать, когда нельзя, что такое дорога, обочина, тротуар, какие знаки ты знаешь. При правильных ответах малышам выдаются машинки. Второй взрослый стоит у перехода и попеременно показывает зеленую, красную, желтую карточки. Пешеходам объявляется задание перейти улицу, сделать покупку в магазине и вернуться обратно, машинистам – проехать по улице по всем ПДД.
  3. «Светофор». Перед игрой вырезаются кружки из желтого, зеленого, красного картона. Затем ведущий поочередно показывает их, а ребенок совершает соответствующее действие: при виде красного кружка шагает назад, на желтый сигнал приседает, на зеленый реагирует маршем на месте.
  4. «Кто больше запомнит знаков». Группе детей на спины прикрепляются бумажки с изображением дорожных знаков так, чтобы они не могли подсмотреть. Затем ведущий объявляет задание: нужно увидеть и запомнить как можно больше рисунков, но при этом скрыть свой. Через 30 секунд звучит сигнал стоп. Детям выдаются листочки и фломастеры, и они пытаются вспомнить и нарисовать знаки, которые увидели. После взрослый рассказывает, что они означают, и награждает победителя символическим призом.

Говорить о ПДД с ребенком нужно часто, не эпизодически. Переходя дорогу, стоит обратить внимание малыша на сигнал светофора. С детьми постарше можно попробовать поменяться ролями – он взрослый, переводит через дорогу маленького папу или маму.

Учить ПДД никогда не рано. При игровом методе обучения ребенок впитает информацию очень скоро. Дальше – дело повторения.

Помимо вышеуказанных способов, для закрепления материала можно делать с малышом поделки: лепить из пластилина светофор, зебру, знаки, делать макеты из картона, аппликации.

Это не менее интересно, чем катать машинки и расчесывать кукол. Тем более что на кону стоит безопасность ребенка.

Источник: https://Razvivashka.online/poznavatelnoe/pdd-dlya-doshkolnikov

Правила безопасного поведения детей-пешеходов на дорогах

Правила маленького пешехода

Безопасность детей — это прямая ответственность родителей. В силу возрастной физиологии дети пренебрегают факторами опасности, теряются в сложных ситуациях. Поэтому, во избежание трагических случаев, дети до 7-8 лет нуждаются в обязательном сопровождении взрослых.

Безопасное поведение детей на дорогах современных городов

Улица — это новый мир для ребёнка, правила которого нужно освоить. Жизненно важно стать грамотным участником среды городского движения, знать, как себя вести на улице. В этом ребёнку помогает старший. Полезным будет сделать краткую памятку, которую можно распечатать с перечислением всех норм и правил движения.

Безопасность на дороге

Ребенок-пешеход

Первая особенность, которую необходимо освоить — роль пешехода. Уже на выходе из подъезда нужно проявлять осторожность, особенно если деревья и припаркованные машины снижают видимость.

Передвижение пешеходов по улицам осуществляется по тротуарам и пешеходным зонам. Если же таковых нет, то по краю проезжей части навстречу движению транспорта.

Переход по зебре

На автомобильных дорогах расположена специальные разметка, означающая места, где может пройти пешеход. Именуется она зеброй.

В зимний период дорожные полосы заметает снегом. В таких случаях ориентировка происходит на знак, означающий пешеходную зону.

Обратите внимание! Осуществляя переход, нужно убедиться, что машины остановились или замедляют свой темп. Только если ситуация безопасная, можно продолжить движение.

Сопровождение детей взрослыми

Как пользоваться светофором

В зоне перехода часто можно встретить светофор. Для водителей и пешеходов одновременно загораются противоположные цвета:

  • на красный сигнал переход запрещён;
  • если горит жёлтый, время подождать, начинать движение ещё рано;
  • на зеленый можно начинать движение.

Важно! При переходе дороги следует смотреть на светофор, находящийся на противоположной стороне проезжей части, которую собираются прейти.

Переход ребенка на светофоре

Перекресток

Это место пересечения двух и более дорог. Здесь сконцентрировано большое количество людей, машин, знаков и светофоров. Осложняется перекресток тем, что существует опасность поворота транспорта на зеленый свет, предназначенный для пешеходов. Поэтому движение ребёнка на этом участке осуществляется строго со взрослым.

Правила поведения в городском транспорте

Автобусы, троллейбусы, трамваи, метро относятся к категории общественного транспорта. Все они имеют четкий график и маршрут следования.

  Ребенок один дома: правила поведения и безопасность

Перемещаясь на городском транспорте, нужно соблюдать правила безопасности:

  • прежде чем зайти, нужно выпустить тех, кто выходит;
  • не стоит прислоняться к дверям;
  • нельзя высовываться из окон;
  • нельзя шуметь и бегать;
  • нельзя отвлекать водителя;
  • выходить нужно спокойно, не толкаясь.

К сведению! Обходить трамвай нужно спереди, видя встречную трамвайную полосу, чтобы не попасть под поезд.

Путешествие группой

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам. Спереди и сзади колонны, а также с левой стороны должны находиться сопровождающие взрослые с красными флажками.

Организованные поездки производятся только с разрешения ГИБДД, указанием даты поездки, маршрута, количества детей, ФИО сопровождающих лиц.

Особенности занятий

Известно, что дети лучше всего усваивают навыки в игровой форме. Для этого разработаны планы занятий для обучения поведению на дороге, а в некоторых ДОУ организованы тренировочные площадки для отработки навыков перехода автодорог, пользования светофором.

Переход по зебре

Длительность занятий

При проведении занятий у детей конкретной возрастной группы есть своя норма времени, в течение которого ребенок может удерживать внимание без переутомления:

  • в младше группе временной интервал составляет 15 мин;
  • в средней — 20 мин;
  • в подготовительной — 25-30 мин.

Обратите внимание! В соответствии с этими данными уже выстраивается план проведения занятий.

Примерный план занятия по ПДД «Светофор» в младшей группе:

  1. Вводная часть — 2 мин.
  2. Основная часть —10 мин. (разговор с детьми на тему «Что такое светофор и для чего он нужен», коллективная деятельность (делают аппликацию «Светофор»).
  3. Подведение итогов, похвала — 3 мин.

Примерный план занятия по ПДД «Движение на дороге» в старшей группе:

  1. Вводная часть — 3 мин. (на чём передвигались люди до изобретения автомобиля).
  2. Основная часть — 13 мин. (обсуждение по картинкам, что есть на дороге, её элементы, игра «Регулировщик»).
  3. Подведение итогов — 4 мин. (что получилось легко, а что показалось сложным).

Сценарии и квесты для интерактивного занятия в подготовительной группе

Состав:

  1. Вводная часть 4 мин.
  2. Основная 20 мин.
  3. Результат: оценка собственных знаний и кто как справился с заданиями.

Педагог хвалит ребят, что все справились хорошо, а именно:

  • собрали из деталей-пазлов дорожные знаки, рассказали, что они означают, разделили знаки по категориям (запрещающие, предупреждающие, особые, предписывающие);
  • отвечали на вопросы (где можно переходить улицу, как регулируется движение, что такое пешеходный переход, почему нужно смотреть сначала налево, а потом направо, когда переходишь дорогу);
  • разгадывали загадки про автобус, трамвай, светофор.

  Правила поведения в транспорте для детей школьного возраста

Можно ввести в игру персонажа. Например, в автобусе едет Незнайка, и ему нужно объяснить, как вести себя в общественном транспорте, можно ли:

  • разговаривать громко;
  • отвлекать водителя;
  • трогать двери и прислоняться к ним;
  • высовываться из окна;
  • мусорить;
  • что-то кушать;
  • уступать место.

Прочие ситуации по безопасному поведению

Находясь на вокзале, следует помнить, что заходить за линию безопасности у края пассажирской платформы нельзя.

Обратите внимание! Нужно снять наушники или капюшон, чтобы ничего не мешало заметить приближающийся поезд.

Опасно для жизни играть на платформах и переходить пути в неположенных местах, лазить под стоящими поездами.

Поведение ребенка в автобусе

Ребенок-пассажир частного автомобиля

Находясь в машине, ребёнок обязательно располагается в автокресле, пристегнутый ремнем безопасности. Категорически запрещается отвлекать водителя, высовываться из окна, выбрасывать через него предметы, так как это может привести к возникновению аварийной ситуации и травмам.

Контроль знаний

Определить, насколько усвоил ребенок знания, можно тоже в игровой форме. Это поможет не только проконтролировать усвоенные знания, но и восполнить их, если есть необходимость.

Конкурсы на знание правил ПДД

Для проверки теоретических знаний можно провести детский конкурс с загадками, ребусами, играми-викторинами на знание правил дорожного движения. Следует подобрать дорожные знаки по ситуации на картинках, определить, где персонажи поступают правильно, а где нарушают правила поведения на дороге для детей.

Игры

Для практической части хорошо подходят коллективные игры (регулировщик и машинки/пешеходы), помощь друг другу в моделированной ситуации (перейти дорогу/выйти из автобуса/уступить место).

Обратите внимание! Интересным заданием для детей будет конкурс рисунков, отобразив на нём элементы дорожного движения: светофоры, дорожные знаки, транспорт.

Так или иначе, выходя на улицу, ребенок автоматически становится участником дорожного движения. Знакомить с навыками поведения на дороге и в транспорте необходимо уже с ранних лет. А помогут в этом игры и интересные задания, описанные выше.

Источник: https://vospitanie.guru/povedenie/pravila-bezopasnogo-detej-peshehodov-na-dorogah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.