Правила езды на велосипеде по проезжей части

Правила езды на велосипеде по проезжей части – как ездить? [2019]

Правила езды на велосипеде по проезжей части

Велосипед – это полноценное транспортное средство, которое может использоваться для передвижения по дорогам общего назначения.

В тоже время следует учитывать, что байк не защищает человека в случае аварии, а поэтому очень важно знать основные правила, позволяющие минимизировать риск.

В статье будут рассмотрены правила езды на велосипеде по проезжей части, даны рекомендации относительно поворотов, пересечений перекрестков и перестроений.

Общие правила езды по дороге

Для безопасной езды, следует обеспечить следующие условия:

  • исправный велосипед – особенно тормозная система и световая индикация;
  • правильное положение относительно других транспортных средств (ТС);
  • оптимальную скорость с учетом дорожной обстановки;
  • соблюдение дистанции;
  • отсутствие отвлекающих факторов (разговор по телефону, прослушивание музыки в наушниках и т.д.);
  • соблюдение правил дорожного движения (знаки приоритета, движение по полосам, правила проезда перекрестков).

Важно! При выезде на проезжую часть, велосипед должен находиться в полностью исправном состоянии: руль, тормоза, крепление колес к раме, накачанные шины.

Положение велосипеда на дороге строго регламентировано: по ходу движения других ТС и как можно правее к обочине. Другими словами, водитель двухколесного транспорта должен занимать крайнее правое положение по возможности.

Отступать от такого расположения допустимо, если, например, с правой полосы выполняется только поворот направо, а нам надо проехать прямо.

По сути, велосипедист имеет право отклоняться влево или даже выезжать на встречную для объезда препятствия: припаркованное авто, ямы, место аварии.

Исходя из сказанного выше, становится понятно, можно ли на велосипеде ездить по дороге. Ответ простой – разрешено, но с небольшими ограничениями.

Так, водителю байка запрещено совершать поворот налево, если дорога имеет больше одной полосы в одном направлении или присутствуют трамвайные рельсы. Также нельзя двигаться по тоннелям.

Во всех остальных ситуациях велосипед имеет аналогичные автомобилю права и обязанности.

Группа велосипедистов должна двигаться по дороге в правом положении, строго друг за другом. Ехать попарно нельзя.

Огромное значение в безопасном передвижении имеет правильно подобранная дистанция. Важен интервал как по бокам, так и относительно впереди идущего автомобиля.

Достаточная дистанция позволяет вовремя среагировать на изменившуюся ситуацию и предпринять меры: затормозить или объехать препятствие.

Если выполняется параллельное движение, не рекомендуется сильно прижиматься к другому транспорту – водитель автомобиля может прижать велосипедиста к бровке или вовсе не заметить (касается крупногабаритных ТС).

Если речь заходит о стоящих в ряд припаркованных машинах, то следует удерживать боковую дистанцию не меньше метра. Так внезапно открывшаяся дверь не перегородит дорогу и не станет причиной падения велосипедиста.

Как велосипедист должен ехать по дороге

Помимо прописанных правил, необходимо придерживаться годами выработанных рекомендаций. Они проверены самими велосипедистами и позволяют существенно снизить риск внештатной ситуации при движении по дороге. Так, существует несколько заблуждений:

  1. Ехать на велосипеде как можно медленней. Это актуально для пустой дороги, без других участников движения. Когда движется много машин, то наиболее безопасно – ехать с общей скоростью потока. Обычно минимальная скорость движения наблюдается в правом ряду – машины готовятся к повороту или парковке. Придерживаясь скорости 25-30 км/ч, можно свести к минимуму помехи для других авто. Если скорость падает до 10-15 км/ч, это равносильно пешеходу, вышедшему на дорогу. Такой велосипедист станет помехой и будет провоцировать другие машины на обгон (не всегда безопасный и с соблюдением дистанции). Если быстрее двигаться не получается или происходит подъем в гору, рекомендуется перейти на тротуар.
  2. Двигаться как можно ближе к бордюру. Такое правило есть в ПДД, однако допускается от него отступать, а иногда это крайне необходимо. Задаваясь вопросом, где можно ездить на велосипеде, следует оценивать дорожную ситуацию и выбирать наиболее безопасный путь. Так, в ряде случаев будет правильно выехать на центр правого ряда, например, если на пересекаемой дороге автомобиль готовится повернуть налево или направо. Находящиеся на обочине деревья могут заграждать обзор, а находясь по центру полосы, велосипедист позволит увидеть себя раньше. Другой случай, когда нужно выбрать центральное положение – проезд перекрестка прямо. Если остаться у края правой полосы, существует риск, что движущийся сзади автомобиль поравняется с велосипедом и начнет поворот направо, тем самым создав аварийную ситуацию.

Во время движения опасно совершать резкие перестроения и перемещения поперек дороги.

Если требуется сместиться влево или сменить полосу, необходимо за 50-100 метров подать рукой сигнал поворота, затем посмотреть назад и убедиться, что отсутствует другой транспорт, движущийся в попутном направлении. Рекомендуется смотреть не под колесо велосипеда, а на то расстояние, где окажется байк через 5-10 секунд.

Довольно часто правый ряд заставлен автомобилями не вплотную, а с интервалом 50-200 метров. Не следует заезжать в образовавшиеся карманы, чтобы дать дорогу машинам. Это повышает опасность при возврате на свободную часть дороги.

При движении в темное время суток и вечером, велосипед в обязательном порядке должен быть оснащен:

  • светоотражателями;
  • красной мигающей фарой сзади;
  • белой фарой, освещающей дорогу впереди.

Также не лишним будет иметь на одежде светоотражающие элементы. Передний фонарь лучше включать с наступлением сумерек, так велосипед будет более заметен встречным автомобилям.

Запреты

 Загрузка …

Многие начинающие велосипедисты не знают, можно ли ездить на велосипеде по тротуару. Согласно ПДД велосипед приравнивается к автомобилю, а значит его движение по пешеходным дорожкам запрещено. При этом у правила есть несколько отступлений:

  • двигаться по тротуару на велосипеде разрешено детям, не достигшим возраста 14 лет;
  • взрослый велосипедист может перемещаться по тротуару с велосипедом, но только спешившись.

На практике многие велосипедисты пренебрегают прямым запретом правил, к тому же сотрудники полиции редко обращают внимание на подобные нарушения. Будем откровенны, бывают случаи, когда двигаться по тротуару куда безопасней, чем по дороге. Но при таком раскладе не следует забывать о приоритете пешеходов: снижать скорость когда нужно, вежливо просить уступить дорогу.

Негласные правила безопасности предупреждают велосипедиста об опасности движения в воздушном кармане движущегося впереди автомобиля, грузовика или автобуса. Так водитель байка исключает встречное сопротивление воздуха и ездить становится легче.

Однако чрезмерно сокращается дистанция и можно попросту не среагировать на яму или экстренное торможение машины.

Еще один опасный фактор – следование вплотную за крупногабаритным грузовиком приводит к воздушному засасыванию велосипеда, в итоге велика вероятность угодить прямиком под колеса.

Следующая рекомендация, как правильно и безопасно ехать на велосипеде по дороге – выбрать высокую посадку. Она обеспечит хороший обзор. На светофоре не рекомендуется приближаться к автомобилю впереди ближе, чем на 1,5-2 метра. Машина может немного откатиться на старте, а иногда начинающие водители случайно включают заднюю передачу.

Даже имея приоритет в движении, не стоит забывать об отсутствии защиты при езде на велосипеде. Важно сначала убедиться, что другой участник движения вас заметил и пропускает.

Проезд перекрестков

В целом, правила проезда перекрестков являются общими как для автомобилей, так и для велосипедов. Есть лишь некоторые нюансы, призванные повысить безопасность велосипедиста на дороге.

При выполнении маневров обязательно подается сигнал рукой:

  • вытянутая параллельно дороге рука означает поворот или перестроение в левую или правую сторону;
  • поднятая вверх рука означает торможение и остановку;
  • вытянутая вперед и немного направленная вниз рука означает движение прямо.

Совет! Приближаясь к перекрестку, следует заранее занять центр полосы. Это убережет от множества аварийных ситуаций, связанных с обгоном, поворотом и прочими маневрами других участников движения. После перекрестка нужно снова занять максимально близкое к обочине положение.

Выезд за город зачастую сопровождается вопросом, можно ли ездить на велосипеде по трассе. Явного запрета в правилах движения нет, однако нужно понимать, что нахождение на скоростном участке является крайне опасным. Двигаться нужно только по обочине, попутно транспорту.

На городских перекрестках необходимо обращать внимание на знаки «Движение по полосам». Так, может быть запрещено движение прямо с крайней правой полосы. В таком случае нужно заблаговременно перестроиться влево.

Поворот налево разрешен, если дорога имеет только по одной полосе в каждом направлении. Маневр ничем не отличается от аналогичного на автомобиле.

На многополосной дороге, где поворот налево выполняется с нескольких полос, велосипедист должен спешиться и преодолеть этот участок по пешеходному переходу.

Также нельзя поворачивать налево на дороге с трамвайными путями. Пересечение рельс под острым углом чревато падением.

Движение по кольцу разрешено, однако нужно быть крайне осторожными. Въезд на круг выполняется с любого ряда, а выезд только с правого. Двигаясь по кругу, следует занять центральное положение на полосе, чтобы съезжающие машины не зацепили велосипед.

Соблюдение изложенных выше правил и рекомендаций обеспечит достаточную безопасность при движении по дороге. Если нет уверенности в своих силах при проезде определенного перекрестка, лучше перейти на режим пешехода. Не стоит забывать о защите: шлем, наколенники. Важно обозначить себя в темное время суток: светоотражатели, фары спереди и сзади.

Источник: https://nakolesah.guru/kak-dolzhen-dvigatsja-velosipedist-po-proezzhej-chasti-pravila-pdd/

Пдд для велосипедистов

Правила езды на велосипеде по проезжей части

Обычно ГИБДД обращает мало внимания на тех, кто едет по дороге на велосипеде. Однако велосипедист – такой же участник движения, как и мотоциклист или водитель автомашины. Соответственно, на него распространяются все требования, предусмотренные ПДД. Итак, что же предусматривают правила дорожного движения для велосипедистов?

Что такое велосипед по ПДД?

Прежде всего, нужно определить, чем с точки зрения законодательства является велосипед, и как его отличить от других видов транспортных средств (ТС). ПДД такое определение даёт, выделяя несколько ключевых пунктов:

– наличие минимум двух колёс.

– движущая сила – мускулы людей, которые едут на ТС.

– допустимо наличие электромотора, но не мощнее 0,25 кВт и с автоотключением на скорости свыше 25 км/ч.

Таким образом, велосипед отграничивается, с одной стороны, от инвалидных колясок (они хоть и передвигаются с помощью мускулов, но не считаются ТС), а с другой – от электромопедов.

Установка двигателя внутреннего сгорания любого типа и мощности превращает велосипед либо в мопед, либо в мотоцикл (трицикл, квадроцикл и т. п.).

Но при этом велосипед-тандем или веломобиль всё равно относится к категории велосипедов.

Нужно отметить, что в том случае, если велосипедист слезает с седла и ведёт свой транспорт (например, переходя дорогу по «зебре»), он уже будет рассматриваться только как пешеход. Правила, касающиеся ТС, на него распространяться не будут.

Роль велосипедиста при езде по проезжей части или на тротуаре

Когда человек едет на велосипеде, для него характерны следующие особенности:

Сравнительно низкая скорость. Хотя велосипедист и быстрее пешехода, но лишь у тренированных и опытных велогонщиков скорость может достичь или даже превысить отметку в 30 км/ч.

Высокая уязвимость. Несмотря на любые средства защиты (шлем, налокотники или наколенники, и т. д.) велосипедист легко теряет равновесие – а падение легко заканчивается травмой или даже гибелью. При этом из-за высокой скорости велосипедист более уязвим, чем пешеход: остановиться мгновенно он не может, увернуться от машины – тоже.

Низкая механизация ТС. Велосипед как правило не оснащён поворотниками или стоп-сигналом – и о своих намерениях его водитель должен сигнализировать жестами.

Велосипед универсален. Пдд для велосипедистов разрешает движение как по специальным полосам на дороге – так и по проезжей части или, в крайнем случае, по тротуару, как пешеход.

Исходя из этого и нужно рассматривать правила езды на велосипеде.

Пдд для велосипедистов: как должен ездить законопослушный человек?

Поскольку правила для велосипедистов на дороге базируются на действующих ПДД, имеет смысл рассмотреть по отдельности те требования, которые обязан соблюдать водитель велосипеда, желающий избежать нарушений.

Обязанности, касающиеся технического состояния велосипеда

Правила для велосипедистов по ПДД, касающиеся технической исправности ТС, очень просты. Велосипедист обязан следить за исправностью следующих систем своей машины:

– тормоза;

– рулевое управление.

Все остальное водителя велосипеда волновать не должно – но вот за рулём и тормозами он обязан ухаживать и следить за их исправностью. В противном случае он рискует получить штраф по КоАП РФ.

Кроме того, ПДД требуют, чтобы на любом ТС в темноте или при недостаточной видимости горели фары и задние габариты. Поэтому если на велосипеде этих устройств нет, пользоваться им можно только днём. Формально полагается днём, как и на автомобилях, тоже включать фару, однако на практике за этим требованием ГИБДД не следит. К тому же далеко не все велосипеды оснащены фарами.

Что говорят правила дорожного движения про сигналы поворота?

Правила движения велосипедистов по проезжей части предусматривают и подачу сигналов. Однако поскольку на велосипеде обычно нет светосигнализации, подавать такие сигналы должен сам автомобилист жестами.

Согласно ПДД велосипедист обязан использовать следующие жесты:

-при повороте либо развороте – вытянутая в сторону рука с той стороны, в которую собирается поворачивать велосипедист;

-при остановке или торможении – рука (любая) поднятая прямо вверх.

Правила допускают использования в качестве сигнала поворота руки, не только отведённой в сторону, но и согнутой в локте. Однако, как показывает практика, такой сигнал водители часто путают с сигналом торможения, и потому пользоваться им не рекомендуется.

Алкоголь – всегда нарушение правил!

Поскольку велосипед всё-таки рассматривается как транспорт, управлять им в состоянии опьянения категорически запрещено. Если пьяного велосипедиста остановят, ему придётся отвечать по закону.

Кроме того, ПДД прямо запрещают и передавать управление пьяным. Поэтому владелец велосипеда, одолживший свой транспорт нетрезвому другу покататься, тоже будет нести ответственность.

Права на движение для велосипедиста

А теперь – самое главное: на какой стороне дороги должен ехать велосипедист?

Правила езды на велосипеде по городу гласят следующее: движение должно происходить по дорожке, специально выделенной для велосипедистов. Однако такие дорожки в России встречаются крайне редко, лишь в больших городах. Там, где такого выделения нет, водитель велосипеда должен руководствоваться следующими правилами:

– если нет велосипедной или велопешеходной дорожки – должен ехать велосипедист по проезжей части справа.

– если по каким-то причинам возможности двигаться по дороге нет, велосипедисту следует двигаться по обочине.

– и лишь в крайнем случае, когда нет других вариантов, допускается движение по тротуару.

Пункты исключают друг друга, поэтому, доехав до места, где имеется разметка велодорожки или дорожный знак «Велосипед», необходимо срочно перестроиться, съехать с обочины или с тротуара. Иначе это будет рассматриваться как нарушение правил со всеми вытекающими последствиями.

Однако из каждого правила есть исключения. В частности, если велосипед или груз на нём шире 1 м, не только разрешается, но и прямо предписывается двигаться по дороге и соблюдать правила езды на велосипеде по проезжей части. Кроме того, там же разрешается езда организованными колоннами:

– в один ряд – по общему правилу.

– парами – если каждое из ТС уже 75 см.

– при этом в колонне нужно двигаться группами по 10, либо 10 парами. Между каждой из групп должно оставаться расстояние не менее 80 м, чтобы попутные автомобили могли беспрепятственно обгонять велосипедистов.

Двигаться же по тротуарам разрешается всегда, если взрослый велосипедист сопровождает ребёнка на велосипеде младше 7 лет, либо везёт его на штатном дополнительном сидении или в прицепе (велосипедной коляске). При этом вопрос, на какой стороне должен ехать велосипедист, решается так же, как и при движении по проезжей части: двигаться надо по правому тротуару.

Запреты для велосипедистов

Как и для любых других участников движения по дорогам, для водителей велосипедов есть свои ограничения. Установлены следующие правила велосипедиста, которые запрещают:

– ездить «без рук». Даже подавая сигналы, необходимо другой рукой держать руль;

– везти негабаритный груз, который выступает за край велосипеда больше чем на 50 см;

– перевозить груз, который мешает управлять велосипедом (например, положенный или навьюченный на руль);

– разворачиваться налево на дорогах, где больше двух полос в одну сторону, либо есть трамвайные пути;

– буксировать или ехать на буксире (допускается лишь перевозка специальных велоприцепов).

– ездить по автомагистралям.

Кроме общих запретов, касающихся всех водителей велосипедов, есть и частные, касающиеся отдельных ситуаций. Рассмотрим их подробнее.

Новые правила действий на пешеходном переходе

Вопрос о том, как должен вести себя велосипедист на «зебре», решается ПДД однозначно: ему запрещено пересекать дорогу, пользуясь переходом для пешеходов. Если это необходимо, водитель велосипеда должен спешиться и двигаться по «зебре» как обычный пешеход, ведя свою машину. Это новая норма: ранее ездить по переходам не запрещалось.

Но как должен ехать велосипедист по дороге, если она пересекается переходом? Здесь для него установлены те же правила, что и для водителей всех остальных ТС: он может проехать через переход, не спешиваясь – но лишь поперёк «зебры».

Ограничения для детей

Водить велосипеды могут не только взрослые, но и дети. Поэтому ПДД для них устанавливают особые правила:

– дети младше 7 лет могут ездить только по зонам, предназначенным для пешеходов;

– дети до 14 лет – там же, плюс ещё и по велодорожкам. Выезжать на проезжую часть им запрещено.

После 14 лет ограничения снимаются, и ездить можно везде, где разрешают ПДД.

Что любопытно, при буквальном толковании Правил, действовавших до 2014 года, управлять велосипедами могли только те, кто старше 14 лет. Как быть с многочисленными детьми на «великах», ПДД не указывали, но формально их (а точнее – их родителей) можно было в любой момент штрафовать за нарушение.

Отношения с пешеходами

Двигаясь по дорогам или тротуарам, велосипедисты обязаны пропускать пешеходов. Во всех случаях, когда велосипед создает им помехи, водитель обязан спешиться и вести своё ТС руками.

На переходе, если нет светофора, велосипедист должен пропустить пешехода. Если же светофор есть, то он должен убедиться, что пешеходы закончили переходить дорогу, и лишь затем может продолжать движение.

Памятка при перевозке пассажиров

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? Хотя велосипед и является ТС, обычно ехать на нём может только сам водитель. Исключениями являются ситуации, когда:

– есть штатные сиденья для пассажиров, предусмотренные фирмой-изготовителем;

– есть прицеп либо коляска, опять-таки конструктивно предназначенные для буксировки велосипедом.

Перевозить же людей на раме или на багажнике запрещено категорически.

Система обозначений на дороге

В тех случаях, когда для велосипедов выделяется отдельная полоса движения, используется особая разметка.

В частности, велодорожка должна отгораживаться от полосы для мототранспорта сплошной линией: это означает, что ни водители машин или мотоциклов не могут туда заезжать, ни велосипедисты не вправе выезжать на проезжую часть.

Кроме того, велодорожка обозначается либо особым дорожным знаком, либо нанесённым на асфальт символом велосипеда.

При этом если на дороге имеется знак «Автомагистраль» (знак 5.1 по ПДД), то любое движение велосипедов запрещено. С формальной точки зрения ограничение касается лишь ТС, не способных развить скорость более 40 км/ч, но велосипеды в Правилах упомянуты прямо. Велосипедисты на магистралях могут ездить лишь по обочинам.

Световые приборы

Отдельно нужно рассмотреть вопрос о том, какие световые приборы могут быть установлены на велосипеде. В отличие от автомобилей, установку штатно не предусмотренных фар, габаритов или других устройств согласовывать не надо – владелец сам решает, что ему требуется, сам покупает и сам устанавливает при необходимости нужные световые приборы.

Тем не менее, чтобы не нарушать ПДД, на велосипед лучше всего устанавливать:

Переднюю фару. Заменять её налобным фонарём на велошлем крайне не рекомендуется.

Красный габарит на багажник или заднее крыло.

Также ПДД рекомендует при движении в тёмное время суток использовать катафоты или другие светоотражающие или световозвращающие устройства на велосипеде или одежде его владельца. Это требование не обязательно, но оно действительно позволяет сохранить жизнь велосипедисту.

Запитываться световые приборы могут либо от аккумулятора либо от «динамки» — малогабаритного электрогенератора. Рекомендуется использовать именно аккумуляторные модели: при остановке генераторы перестают работать, а фары – светить.

Изменения в штрафах для велосипедистов

Коль скоро есть правила, должна быть ответственность за их нарушение. Сейчас велосипедист может быть оштрафован:

– за нарушение ПДД – на 800 рублей;

– за езду в пьяном виде – до 1500 рублей;

– за разговор по мобильнику (без гарнитуры «хендс фри») во время езды – до 1500 рублей.

Кроме того, для веловодителей также действуют правила о запрете на порчу дорожных знаков или о загрязнении дорожного полотна. Однако останавливаться на них не стоит, поскольку эти нарушения не являются распространёнными.

Самые распространенные нарушения ПДД при езде на велосипеде

А теперь посмотрим, какие нарушения чаще всего допускают владельцы велосипедов. Согласно статистике, наиболее распространены следующие проступки:

Езда по пешеходным переходам. Эта самоубийственная практика, к сожалению, распространена среди российских велосипедистов. Нужно помнить: ни велосипед, ни автомашина не могут резко затормозить – а из-за скорости велосипедист уязвим даже больше, чем пешеход.

Езда без тормозов. Тормозные системы утяжеляют велосипед и мешают быстрому разгону, поэтому многие их либо демонтируют, либо не ставят (если штатно велосипед тормозами не оснащён). Однако это тоже вариант самоубийства.

Помеха пешеходам. Ездить по тротуарам в определённых случаях разрешено, но если при этом велосипедист мешает прохожим, он должен не сигналить звонком, а спешиться и вести своё ТС.

Причинение вреда здоровью пешехода. За это предусмотрен штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей.

Нужно помнить: велосипедист – такой же участник движения, как и водитель автомобиля или мотоцикла. Поэтому он должен соблюдать ПДД в полной мере.

Источник: https://www.200km.ru/index.php/ru/pdd-dlya-velosipedistov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.