Правила дорожного движения людей
Содержание
- 1 Рекомендации по ПДД для детей
- 2 Культура поведения участников дорожного движения и Правила дорожного этикета • Фонд пропаганды БДД
- 3 Правила пешехода: кто к ним относится, основные права, где и как они могут двигаться
- 3.1 Что означает термин «пешеход»
- 3.2 Основные права пешеходов
- 3.3 Ответственность пешеходов
- 3.4 Где пешеходам разрешено и запрещено ходить
- 3.5 Правила движения пешеходов
- 3.6 Движение по тротуару
- 3.7 Движение по проезжей части при отсутствии тротуара
- 3.8 Передвижение при пересечении проезжей части
- 3.9 Передвижение в ночное время
- 3.10 ПДД для людей с ограниченными возможностями
- 3.11 Правила для пешеходов с детьми на санках, колясках или велосипедах
- 3.12 Передвижение людей вне населенных пунктов
- 3.13 Вопросы читателей
- 4 Пдд для пешеходов и велосипедистов
- 5 1.4. Общие положения. Участники дорожного движения. Регулировщик
Рекомендации по ПДД для детей
Правила дорожного движения обязаны знать все его участники — водители и пешеходы, взрослые и дети.
Незнание этих правил не освобождает нас от обязанности их придерживаться, в противном случае может случиться беда.
Цель занятий с учащимися по ПДД — чтобы все ученики хорошо ориентировались на дороге, понимали принципы движения автомобилей и знали свои действия в различных нестандартных ситуациях, которые могут произойти.
Как не попасть в типичные дорожные «ловушки»
опасность – стоящая машина! Стоящая машина опасна: она может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.
Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади! Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.
Умейте предвидеть скрытую опасность! Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.
И у светофора можно встретить опасность.
Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода.
Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются!
Машина приближается медленно. И все же надо пропустить ее. Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.
«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя. На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить улицу.
Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина! Дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной.
Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад – прямо под колеса машины.
Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.
На улице крепко держите ребенка за руку! Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает.
На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу.
Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.
Арки и выезды из дворов – места скрытой опасности! В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.
Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая Правила дорожного движения.
Общие положения
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
«Водитель» — лицо, управляющее каким либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. См и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками
“Пешеходный переход”:
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.
Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Обязанности пешеходов
1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.
Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.2.
Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд.
Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.4.В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.6.
Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).7. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
Обязанности пассажиров
1. Пассажиры обязаны:* при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;* посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.2.
Пассажирам запрещается:* отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;* при поездке на грузовом автомобилей с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
* открывать двери транспортного средства во время его движения.
Источник: https://dmouvn.edumsko.ru/activity/pdd
Культура поведения участников дорожного движения и Правила дорожного этикета • Фонд пропаганды БДД
Когда новоиспеченный водитель попадает на дорогу, он впервые сталкивается с такими трудностями, как регулировщик, светофоры, множество разнообразных звуков и сигналов. Ему нужно много времени, чтобы адаптироваться к окружающей его среде, что в свою очередь может привести к авариям или заторам.
Опытные водители часто избегают всяческих проблем на дороге благодаря своему личному «языку и правилам хорошего тона водителей».
Приведём шокирующие данные статистики. Ежегодно в результате транспортных происшествий на планете гибнут до 400 тысяч человек в возрасте до 25 лет. Это означает, что каждый день на дорогах в результате ДТП погибают более тысячи молодых людей. В России статистика соответствует общемировой – более 40 % жертв дорожных аварий – молодежь.
В ряде стран благодаря принимаемым мерам наблюдается улучшение ситуации, однако в России обстановка по-прежнему остается напряженной. Причины, не только в неудовлетворительном состоянии дорог или переизбытке транспортных средств, но и в человеческом факторе, отсутствии культуры на дорогах.
Культура поведения на дороге должна прививаться с детства, и каждый участник дорожного движения должен осознавать меру своей ответственности. Должен понимать, что его недисциплинированность на дороге является, по сути, покушением на жизнь и здоровье других людей!
На дороге существует множество знаков, которыми водители обмениваются для сообщения друг другу различной информации.
Это неформальные правила поведения на дороге, поскольку они не оговорены ни в одном из существующих учебников по обучению вождению, ни в Правилах дорожного движения.Азбука световой сигнализации существует уже достаточно давно и успешно используется автолюбителями.
Первыми специальные знаки общения стали применять водители-дальнобойщики. Можно сказать, что дальнобойщики и являются основными законодателями в области дорожного этикета. Общение с водителями с других стран делает такие негласные ПДД универсальными и понятными на дорогах всей Европы.
Правила «дорожного этикета»
Важно запомнить лишь некоторые общеизвестные среди водителей негласные правила «дорожного этикета».
Чтобы выразить благодарность, нужно включить аварийную сигнализацию или пару раз моргнуть светом. Как правило, это применяется в случаях, когда Вам дали обогнать впереди идущее авто, дали возможность выехать с обочины.
Чтобы сзади идущее авто не начало обгон, когда впереди Вас какая-либо опасность, еще не огражденная знаками, нужно включить аварийную сигнализацию или несколько раз нажать на педаль тормоза.
Когда в ночное время суток Вам на встречу едет автомобиль с включенным дальним светом и Вас начинает слепить, тогда нужно кратковременно включить дальний свет.
Если Вы не успеваете совершить уже начатый обгон, необходимо дать один или несколько длинных гудков. Водитель автомобиля, обгон которого Вы совершаете, должен сбить скорость и уступить Вам дорогу.
Если Вас пропустили, моргните «аварийкой», что в данном случае будет обозначать «спасибо».
Если Вы случайно кого-то «подрезали», моргните аварийной сигнализацией, что обозначает извинение.
Если на встречной полосе Вы заметили препятствие, которое может привести к дорожно-транспортному происшествию, переключая ближний свет на дальний, Вы предупредите водителей, движущихся Вам навстречу, о необходимости снизить скорость.Если Вы заметили, что в соседней машине плохо закрыта дверь, приоткрыт багажник, спущено колесо или есть любые другие технические неисправности, поравняйтесь с автомобилем, посигнальте и укажите на поломку жестом руки.
Если Вы движетесь в крайнем левом ряду, и Вам моргают фарами сзади идущие автомобили, по возможности перестройтесь в правый ряд. В Европе в этом случае включают левый сигнал поворота и едут за Вами.
Если Вы увидели машину, едущую за Вами с включенный левым поворотником – пропустите, за Вами едет европеец или просто цивилизованный водитель.
Всегда включайте указатели поворота при совершении манёвра: обгон, перестроение в другой ряд, поворот и т.п., даже если Вам кажется, что на дороге позади Вас никого нет.
Совершение манёвров без использования указателей поворота выражает неуважение к другим участникам дорожного движения и, кроме того, провоцирует ДТП.
Например, Вы можете не заметить автомобиль, находящийся в «мёртвой зоне», и, «подрезав» его, создадите аварийную ситуацию.
Кроме того, не забывайте, что пешеходы и велосипедисты тоже ориентируются на дороге по Вашим «поворотникам»!Подавайте звуковой сигнал только тогда, когда это помогает предотвратить аварийную ситуацию. Например:
- неожиданное появление пешехода на близком расстоянии от Вашего автомобиля — в этом случае Вы непременно обязаны применить сигнал;
- для предупреждения других участников движения о возможном наезде на них или столкновении.
Звуковой сигнал никогда не следует подавать, чтобы вызвать кого-то из дома; требовать, чтобы открыли ворота, или ускорить движение другого участника движения, если он задерживается при выполнении манёвра.
Зависимость от настроения
Безопасность человека во многом зависит от психоэмоциональных факторов, проще говоря, от Вашего настроения. Важно понять и оценить Ваше состояние, отношение к окружающим, то есть определить «врагов безопасности» и научиться с ними справляться.
У многих водителей малейшая некорректность соседа по дороге вызывает агрессию. Чем меньше у такого водителя времени, чтобы добраться в назначенный срок из пункта А в пункт Б, тем крепче его «эпитеты».
В ход идут и красноречивые жесты, подкрепляемые мигающим светом фар и нетерпеливыми гудками клаксона.
Парадокс заключается в том, что даже обычно спокойные и уравновешенные люди во время езды могут «заразиться» вирусом агрессии.
Одна женщина на тренинге у психолога призналась, что очень любит ездить на автомобиле, однако не в состоянии контролировать свою речь и поведение, замечая чужие ошибки в дорожном потоке.
Для начала ей предложили воспользоваться психологическим приемом, связанным с подменой понятий.
Каждый раз в критической ситуации вместо непристойности по адресу очередного объекта необходимо было произносить заранее выбранную фразу, несущую заряд положительных эмоций, например: «Я люблю тебя больше всех на свете!» Эффект превзошел все ожидания! Через несколько дней интонация стала доброжелательной, а через две недели было совершено удивительное открытие: оказывается, вежливость и тактичность не менее заразны, чем агрессия! Более того, эти прекрасные качества сводят агрессию на нет.
Ваше восприятие
Первое, что необходимо предпринять, — оптимизировать процесс восприятия. Известно, что около 90% информации среднестатистический человек получает с помощью зрения, 6% — с помощью слуха, а оставшиеся 4% — с помощью обоняния и осязания.
Откажитесь на первых порах от музыки и разговоров с пассажирами во время движения, а окно приоткройте, чтобы улавливать и распознавать шум проезжающих мимо машин, визг покрышек или сирены автомобилей спецслужб.
Учитесь интуитивно распознавать на дороге машины, требующие к себе повышенного внимания. Это совсем не трудно, все дело в правильном подходе и наблюдательности.
Ведь каждый умеет с высокой степенью вероятности дать определенную характеристику любому встречному прохожему: по одежде, походке, выражению лица, поведению.Можно не только определить его социальный статус, но и спрогнозировать намерения относительно Вас.
Автомобиль — своего рода дополнительная внешняя оболочка водителя, его «верхняя одежда». Новые госномера, знак «туфелька» на заднем стекле, «шрамы» и вмятины на боках, броские, вызывающие наклейки, дерганая или неуверенная «походка» — все это исходные данные для Ваших наблюдений.
Ситуация на дорогах остается напряженной, без серьезных дорожно-транспортных происшествий не проходит ни одной недели.
Значительная часть из них происходит из-за несоблюдения скоростного режима. Обстановка с аварийностью, гибелью и травматизмом людей складывается критическая, потому что отдельные участники дорожного движения с упорством продолжают нарушать Правила.
Этот факт заставляет сотрудников ГИБДД увеличивать количество рейдовых мероприятий и принимать профилактические меры.
Основные причины ДТП:
- постоянный рост численности автопарка в регионе,
- превышение скорости,
- обгон автотранспорта,
- выезд на полосу встречного движения,
- вождение в нетрезвом состоянии,
- плохие погодные условия,
- а также плохое состояние дорожных сетей.
Особую тревогу вызывают дорожно-транспортные происшествия с участием детей. Часто бывают случаи, когда родители при перевозке своих детей игнорируют требования законодательства об обязательной установке в салоне удерживающего кресла, а также использование ремней безопасности.
Примерно три четверти всех дорожно-транспортных происшествий с участием детей происходит в результате их непродуманных действий, среди них наиболее частыми являются:
- переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест;
- неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору;
- нарушение требований ПДД при движении на велосипеде и роликах;
- игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара;
- неподчинение сигналам светофора и регулировщика.
Сотрудники ГИБДД принимают все меры, но без помощи граждан обстановка не улучшится.
Все мы в качестве водителей, пассажиров или пешеходов участники дорожного движения, поэтому призываем Вас оказать воздействие на родственников, близких, чтобы они соблюдали ПДД!
Хотим призвать всех участников дорожного движения к культуре поведения на дорогах, учитывая, что дорога всегда сопряжена с опасностью, где нет и не должно быть места самоуверенности, безразличию, неуважению других участников дорожного движения и полумерам.
Необходимо всегда и везде оставаться сознательным человеком, а не бездумным механизмом. Дорога не терпит нарушений и, как правило, отбирает жизнь наиболее трудоспособного поколения граждан!Источник: http://fpbdd.ru/kultura-povedeniya-uchastnikov-dorozhnogo-dvizheniya-i-pravila-dorozhnogo-etiketa/
Правила пешехода: кто к ним относится, основные права, где и как они могут двигаться
Правила пешехода существуют для того, чтобы лица, передвигающиеся без использования автомашин, могли делать это безопасно для себя и других участников движения на дороге.
Человек может двигаться не только в пределах специальных пешеходных участков, но и с краю дороги, соблюдая при этом ряд правил.
Несоблюдение ПДД может стать причиной серьезных происшествий и различных санкций: от штрафа до длительного срока заключения. Поэтому существуют правила перехода проезжей части пешеходами.
Что означает термин «пешеход»
В своде правил дорожного движения приводится четкое пояснение, что конкретно означает термин «пешеход».
Пешеходом является человек, не использующий автотранспорт и передвигающийся в пределах специальной пешеходной области по тротуару, велодорожке или краю дороги с активным движением. При этом лица, осуществляющие какие-либо ремонтные работы в области всех перечисленных территорий, под данное определение не попадают.
Пешеходами также являются следующие группы лиц:
- передвигающиеся на инвалидных колясках;
- граждане, ведущие велосипед, а также другой двухколесный транспорт (мопеды и мотоциклы);
- люди, везущие санки, различные тележки, детские и другие виды колясок;
- использующие скейтборды, роликовые или обычные коньки, самокаты и иные подобные им средства передвижения.
Стоит заострить внимание на тех, кто использует для передвижения велосипеды, мотоциклы или мопеды. Пешеходами они все будут являться только тогда, когда спешатся для пересечения пешеходной области. Как только они продолжат движение, используя свое транспортное средство, их можно квалифицировать как водителей.
При этом скейтбордисты, граждане на роликах или коньках в любом случае являются пешеходами.
Основные права пешеходов
Обязанности и права пешеходов четко регламентированы Правилами дорожного движения (далее по тексту ПДД).
К правам лиц, перемещающихся без использования ТС, относятся:
- Приоритет в пересечении дороги с активным движением вдоль специально обозначенных линий.
- Переход через проезжую часть, железнодорожные пути, улицы (перпендикулярно противоположной стороне) при условии, что дорога просматривается без помех как справа, так и слева, а в радиусе видимости нет разметки и знаков, разрешающих пешеходное передвижение.
- Требование от вышестоящих органов обеспечения безопасного передвижения в местах активного транспортного сообщения.
При этом пешеходы обязаны:
- Свободно двигаться в пределах зоны пешеходной разметки «зебры», по велодорожкам, тротуарам и обочинам. Правилами позволяется придерживаться боковой стороны дороги при отсутствии всех перечисленных зон.
- На контролируемых переходах ориентироваться на цветовые сигналы светофора или постового регулировщика.
- Без крайней необходимости не изменять направление пути, не останавливаться и не задерживаться при переходе улицы, проезжей части или железнодорожных путей.
- Не перемещаться сквозь активное движение транспорта вне специального перехода при наличии разделительной полосы (широкополосная дорога), а также в областях, где зафиксированы дорожные или пешеходные ограничительные знаки.
- Даже в зоне для пеших людей уступить приоритет транспорту, оснащенному проблесковыми маячками или подающему громкий звуковой сигнал.
- Не покидать безопасную зону, если у приближающихся автомобилей имеется помеха для обзора.
Помимо основных условностей, человеку необходимо соблюдать общественные правила поведения на дороге, чтобы не провоцировать опасных ситуаций для всех остальных участников дорожного движения.
Ответственность пешеходов
Игнорирование правил может повлечь не только административную, но и уголовную, и гражданскую ответственность.
Административная ответственность налагается в следующих случаях:
- Угроза создания помех или неудобств ТС и пешим гражданам при отсутствии пострадавших. При таком исходе выписывается письменное предупреждение или штраф, который составляет 500 р. в соответствии с ч. 1 ст. 12.29 Административного кодекса.
- Создание помех без серьезных последствий. Полагается штраф в размере 1 тыс. р. в соответствии с ч. 1 ст. 12.30 Административного кодекса.
- При наличии пострадавших с лёгкой или средней степенью вреда здоровью сумма штрафа варьируется от 1,5 до 2 тыс. р. (ч. 2 ст. 12.30 КоАП).
Уголовная ответственность налагается, если:
- Неподобающее поведение на дороге спровоцировало тяжелые увечья у третьих лиц. Наказанием в этом случае может выступать ограничение свободы действий сроком до 3 лет, арест на 4 месяца, принудительная отработка или заключение на срок до 2 лет (ч. 1 ст. 268 Уголовного кодекса).
- Нарушитель стал виновником гибели одного человека. Наказание: отработка или заключение на срок до 4 лет (ч. 2 ст. 268 Уголовного кодекса).
- Нарушитель стал виновником гибели двух и более человек. Наказание: он должен отработать до 5 лет или сесть в тюрьму на срок до 7 лет (ч. 3 ст. 268 Уголовного кодекса).
Гражданская ответственность подразумевает материальную компенсацию в случае, если пешеход стал виновником опасной ситуации и, как следствие, порчи имущества в результате нарушений правил ДД.
Где пешеходам разрешено и запрещено ходить
Опираясь на п. 4.1 правил ДД, можно сделать следующие выводы о том, как могут двигаться пешие граждане:
- по дорожкам для пешеходов и спешившихся велосипедистов;
- по тротуарам;
- по обочине, если в поле видимости отсутствуют упомянутые зоны;
- по проезжей части, в стороне от активного движения, если поблизости нет других, более безопасных вариантов.
Нельзя путать велопешеходные дорожки и дорожки для велосипедистов. Велопешеходные дорожки — зона для велосипедистов, которые идут пешком и ведут велосипед рядом (знаки 4.5.2–4.5.7), а на велосипедной дорожке (4.4.1) происходит непосредственно езда на велосипеде.
Соответственно, пешеходам нельзя ходить по велосипедной зоне, по дороге, если просматриваются альтернативные, более безопасные варианты, а также по трамвайным и железнодорожным рельсам. Одним словом, пешеходам не дозволяется ходить везде, где они могут стать помехой для движения транспорта.
Правила движения пешеходов
Придерживаясь правил подобающего поведения на дороге, пешеход может обеспечить комфорт и безопасность для себя и других граждан, находясь в любой зоне.
Движение по тротуару
Тротуар — это обособленная часть дороги, выделенная специально для пешеходов. Обычно тротуар отделен бордюром, ограждением или газоном.
Передвигаться по стороне тротуара пешеход может в любую сторону абсолютно беспрепятственно.
Тротуар и обочина — это не одно и то же. Обочина тоже является частью дороги, однако она никак не выделена, не имеет чётких границ с проезжей областью и имеет такую же высоту. Если тротуара нет, пешеход может идти по обочине в необходимую ему сторону.
Обочина не может находиться по стороне тротуара, так как наличие одной из этих зон исключает другую.
Движение по проезжей части при отсутствии тротуара
Человек может совершать движение вдоль края дороги, если в радиусе видимости не наблюдается более безопасного варианта. При этом пешеход должен идти строго по стороне встречных машин.
Обратное правило работает для водителей двухколесного транспорта, а также инвалидов-колясочников. Чтобы не противоречить правилам, они должны идти в сторону попутных автомобилей.
Передвижение при пересечении проезжей части
Если речь идет о подконтрольном перекрестке, перейти его не составит труда, достаточно ориентироваться на сигналы дорожного регулировщика или цвет светофорного сигнала.
Если вообще никаких ориентиров нет, перейти проезжую часть в такой зоне очень трудно.
Дорогу можно переходить только под углом 90 градусов, перпендикулярно дороге. Пешеход должен двигаться быстрым шагом, но не бегом, предварительно убедившись, что с обеих сторон нет быстро приближающихся машин. Автолюбители должны вовремя заметить пешехода и сбавить скорость.
Переходить дорогу при пересечении дорожных полос нельзя в следующих случаях:
- если слева или справа находится поворот дороги;
- присутствует помеха для обзора автолюбителей;
- отсутствует разделительная полоса (на широкополосных дорогах).
Передвижение в ночное время
В темное время суток граждане должны придерживаться общих правил, однако сотрудники ГИБДД дают дополнительные рекомендации. Ночью и зимой крайне важно носить на верхней одежде, обуви или сумке светоотражающие элементы, которые сделают пешехода видимым для человека за рулем.
ПДД для людей с ограниченными возможностями
Люди с ограниченными возможностями, а также их сопровождающие могут передвигаться как по выделенным площадкам (тротуары, велодорожки и обочины), так и рядом с активным движением. Причем по дороге они могут перемещаться не только когда поблизости нет безопасной альтернативы, но и если инвалидное кресло мешает людям в пешеходной зоне.
Вдоль дороги граждане на креслах-каталках должны двигаться только в одну с автомобилями сторону.
Правила для пешеходов с детьми на санках, колясках или велосипедах
При движении по «зебре» граждане с детьми по правилам должны снять ребенка с детского транспорта, взять на руки, если пассажир маленький, или за руку, если он способен самостоятельно ходить, и в таком положении пересечь дорогу. Владельцы велосипедов должны спешиться и перейти дорогу, везя средство передвижения рядом с собой.
Передвижение людей вне населенных пунктов
Движение пешехода вне населенного пункта не имеет отличий от способов перемещения пеших лиц в зоне города. Если не наблюдается пешеходных зон или просто сравнительно безопасного места для движения пешеходов по загородной дороге, идти следует против встречного движения вдоль обочины.
Вопросы читателей
По правилам я должна двигаться рядом с проезжей частью навстречу автомобилям. Но что делать, если я оказалась со стороны попутного движения и мне нужно в ту же сторону? Никаких переходов и знаков поблизости нет.
Ответ: В первую очередь вы должны перейти дорогу. Если разметки и других ориентиров не видно, вы можете пересечь проезжую часть в любом месте.
Необходимо сделать это под прямым углом, чтобы водители машин увидели вас и сбавили скорость. Сохраняйте быстрый темп ходьбы, но ни в коем случае не бегите.
После того как вы перешли дорогу, можете двигаться в нужную вам сторону по правилам.
Если нет велосипедной дорожки, где я должен ехать?
Ответ: По правилам ДД по тротуару и другим пешеходным зонам вы можете передвигаться, только спешившись. Совершать езду вы можете по краю проезжей части дороги в одну с автомобилями сторону. При этом вы не должны без крайней необходимости выезжать на дорогу и создавать помехи для движущихся автомобилей.
Источник: https://bezprav.net/pdd/pravila-peshehoda/
Пдд для пешеходов и велосипедистов
ПДД ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ
Когда речь заходит о поведении на дорогах, то большинство людей привычно думает об автомобилях и правилах движения касательно транспортных средств. Однако, обычные люди, пешеходы, являются одной из основных сторон в ПДД, и у них тоже есть определенные обязанности.
Более того, соблюдение пешеходами ПДД делает движение значительно безопаснее, снижает риск автомобильных аварий и других происшествий. К сожалению, не все знают, что за несоблюдение пешеходами своих обязанностей согласно ПДД их могут оштрафовать.
Речь в этой статье пойдет о правилах для пешеходов и велосипедистов, различных нюансах, обязанностях и последствиях возможных нарушений. Поэтому она будет полезна для всех.
Каждому человеку следует обратить пристальное внимание на следующие пункты ПДД, которых он обязан придерживаться в местах перемещения механических транспортных средств:
1. Передвижение людей возможно по предназначенным для них полосам, тротуарам и дорожкам для велосипедистов. Когда специально выделенного пространства нет, человек может идти по обочине. Если и ее нет, перемещаться можно по правому краю автомобильной дороги. Согласно ПДД, несколько людей обязаны идти в один ряд, один за другим.
2. Идя по дороге, пешеходам требуется двигаться навстречу автомобильному движению. Это нужно для того, чтобы не терять бдительности.
3. Если люди передвигаются вечером, ночью и в условиях недостаточной видимости, ПДД для пешеходов рекомендует иметь на одежде участки, отражающие и возвращающие свет, чтобы водитель вовремя увидел человека впереди себя.
4. Переходить дорогу люди могут: по пешеходным переходам, которые могут находиться над и под землей.
На дорожном полотне они обычно выделяются специальной разметкой («зебра»); на перекрестках по линии тротуаров (если оборудованный переход отсутствует в пределах видимости).
В последнем случае это можно делать тогда, когда дорога не разделена полосой разметки, и по обе стороны нет приближающихся автомобилей. Если движение на перекрестке регулируется и нанесена особая разметка, то пешеход может пересечь дорогу по диагонали.
5. Колонны пешеходов обязаны двигаться следующим образом: люди вправе идти ближе к правому краю дороги навстречу движению автомашин по четыре человека в одном ряду. Слева, впереди и позади колонны, согласно ПДД, должны находиться люди с яркими красными флажками или горящими фонариками белого и красного цвета (соответственно). Вариант с фонарями используется при плохой видимости.
6. С группами маленьких детей должен идти взрослый, перемещаться можно по тротуарам и только днем. Говоря про детей, правила дорожного движения предписывают: вблизи от автомобильных дорог их всегда должен сопровождать пешеход старше 18-ти лет.7. Во время пересечения дороги люди должны руководствоваться сигналами светофора (пешеходного, транспортного) или специального регулировщика. Если переход никак не регулируется, ПДД разрешают человеку пересечь дорогу, когда тот поймет, что автомобиль двигается далеко и не представляет угрозы, а сам он не затормозит движение и не создаст проблем на проезжей части.
8. Если обзору пешехода мешает какое-либо ограничение (автобус и т.д.), перед пересечением ему нужно осторожно выглянуть и удостовериться в возможности передвижения.
9. Будучи на проезжей части, пешеход обязан пересечь ее, не останавливаясь (только если задержка не нужна, чтобы пропустить автомашину и т.д.).
Для тех пеших, кто не успел пересечь дорогу до начала автомобильного движения, существуют выделенные пространства – островки безопасности. При его отсутствии встать нужно прямо на разделительную линию между встречными потоками.
Согласно ПДД, перед пересечением остатка дороги пешеход обязан убедиться в безопасности перехода.
10. Если пешие люди заметят синий или сине-красный свет проблескового маячка вместе с особым звуковым сигналом, ПДД обязывают их немедленно покинуть дорогу или, при намерении перейти её, временно воздержаться от этого.
11. Для ожидания общественного транспорта оборудованы особые посадочные площадки (на небольшом возвышении) – на них людям и нужно находиться. Если такого места нет, то стоять можно на тротуаре (обочине), а выходить на дорогу для посадки в транспорт нужно после его остановки. А после выхода пешеход обязан немедленно покинуть автомобильную дорогу.
Внимание! Описанные правила дорожного движения для пешеходов также касаются поведения человека на трамвайных путях.
ПДД ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
Велосипедистам следует обратить внимание на нижеследующие пункты ПДД. Они позволят прояснить все спорные вопросы, а также избежать неприятностей:1. Дети до 14 лет вправе использовать велосипедное средство для перемещения только в зонах для пешеходов.
2. Дети старше 14 лет, помимо возможностей, перечисленных в пункте выше, могут передвигаться по полосам для велосипедистов и по внешней стороне дороги, если:
· нет иной возможности перемещаться на велосипеде, кроме проезжей полосы;
· по своим габаритам велосипед (перевозимый на нем груз или специальный прицеп) шире одного метра;
· двигается целая колонна велосипедистов — они должны ехать в группах на расстоянии около 100 метров друг от друга: в одной группе может быть до 10 человек, в две линии по 5 велосипедистов;
3. Взрослый велосипедист следит за перемещением ребенка до 7 лет на отдельном велосипеде или перевозит его на отдельном кресле или в велосипедной коляске.
4. Согласно ПДД, велосипедисты вправе выехать на тротуар, если нет специальных дорожек для движения, или перемещаться по ним нет возможности.
5. На автомобильной дороге двигаться на велосипедах следует в один ряд по краю справа. Передвижение возможно в 2 ряда только при наличии большой колонны, или если ширина велосипедных средств не больше 75 см.
6. Велосипедисту запрещено:
· управлять средством лишь одной рукой;
· проезжать через дорогу по пешеходному переходу;
· перевозить взрослых людей, если конструкция велосипеда этого не позволяет, а также вести детей без специального места, сидения;
· перевозить габаритный груз длиннее или шире 50 см, или если он мешает управлению;
· буксировка неприменима к велосипедам.
7. Велосипедистам при плохой видимости ПДД советуют иметь предметы, которые будут возвращать свет фар водителям автомашин.
8. Если езда на велосипеде в пешеходной зоне мешает перемещению людей или создает какие-то опасности, то человек должен спешиться и преодолеть участок как пешеход.
ШТРАФЫ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ: КОНКРЕТНЫЕ НАРУШЕНИЯ И СУММЫ
В России четко регламентируются штрафы пешеходам за нарушение ПДД, если сотрудники ГИБДД вовремя увидят и задержат лицо. Конечно, в споре можно доказать свою правоту, но лучше просто не совершать правонарушений.
ЗА КАКИЕ НАРУШЕНИЯ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ШТРАФ?
Есть целый ряд серьёзных нарушений, за которые пешеход может получить немалый штраф:
1. Первое и самое простое нарушение, которое считается грубым, согласно ПДД – это переход пешеходом проезжей части на красный свет светофора. Несмотря на, казалось бы, такую легкомысленность, этот проступок способен обернуться серьезной аварией, травмами и даже смертью. Сумма штрафа – 500 руб.
2. Каждому пешеходу следует знать смысл жестов регулировщика автомобильного движения. Выучить их несложно, особенно те, что касаются пешеходного движения. Если совершить ошибку, можно получить штраф в 500 руб.3. Если человек переходит улицу около перехода, а не по нему – это тоже нарушение, поскольку ПДД это расценивает как нарушение со стороны пешехода: создание помехи автомашинам. Штраф – также 500 руб.
4. Как известно, автобусное средство обходить нужно сзади, а трамвайное – спереди. За нарушение пешеходом этого правила ПДД также определяют штраф в 500 руб.
5. Если человек перемещается в зоне, где запрещено движение пешеходов. Такие зоны выделяются специальными знаками. За такие нарушения штраф составляет 500 руб.
6. Если пешеход проигнорирует автомобиль с мигающим маячком и включенными сиренами и не пропустит его, то он также получит штраф 500 руб.
7. Выходить на проезжую часть из такси можно только на пешеходном тротуаре. Если выйти из машины такси на дорогу – штраф 500 руб.
8. Штраф в сумме 500 руб. назначается в случае перемещения по проезжей части при наличии поблизости тротуара (обочины).
Существуют и большие суммы штрафов, они возможны, если:
· пешеход при нарушении помешал ходу движения – 1000 руб.;
· нарушение стало причиной нанесения вреда здоровью потерпевшего лица (в легкой или средней степени) – от 1000 до 1500 руб.
Описанные выше правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов достаточно просты в использовании.Человеку нужно просто быть внимательным, достаточно осторожным и обладать базовыми знаниями, чтобы избежать любых неприятностей на дорогах.Зная эти простые правила, каждый сможет обеспечить свою безопасность.
Источник: https://shamar26.uralschool.ru/site/pub?id=123
1.4. Общие положения. Участники дорожного движения. Регулировщик
2 июня 2015 Администратор страница » Курс ПДД
Правила дорожного движения были бы «мертвы», если бы они не применялись в практике дорожного движения. Законы должны работать; только этим они оправдывают свое существование. Иными словами, жизни Правилам придают его участники дорожного движения.
УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Данное понятие не хочется и комментировать. Все понятно без лишних слов: Правила знают только три вида участников дорожного движения:
- Водитель транспортного средства;
- Пассажир транспортного средства;
- Пешеход.
Давай лучше порассуждаем о том, кто есть WHO?
ВОДИТЕЛЬ
Если Вы считаете, что ПДД написаны преимущественно для водителей и управляемых ими транспортных средств, Вы будете недалеки от истины. Водитель – это самый главный участник дорожного движения.
И, соответственно, подавляющая часть Правил (в том числе, знаков и разметки) регламентируют действия именно водителя.
«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Само определение отражает три ипостаси водителя.
Во-первых, водитель — это лицо, которое непосредственно управляет транспортным средством.
Следовательно, именно водитель отвечает за безопасность своего транспортного средства и находящихся в нем пассажиров. Именно водитель обязан следовать требованиям ПДД и, особенно, нести обязанности, предусмотренные разделом 2 Правил («Обязанности водителя»).Кстати, одно замечание. Водитель необязательно должен находиться в своем транспортном средстве. Так, например, переведя свой автомобиль в режим остановки и стоянки и покинув его, водитель не перестает нести обязанности водителя.
Второе проявление водительской сущности — погонщик, который гонит по дороге стадо или ведет вьючных и верховых животных. Здесь разнообразие водителей проявляется исключительно фантазией – пастух, чабан, караванщик, свинопас и пр.
Третья водительская ипостась – это инструктор, который обучает вождению, когда обучаемый находится за рулем.
Таким образом, водитель, согласно ПДД, — это главный участник дорожного движения. И от его поведения во многом зависит безопасность на дороге.
ПЕШЕХОД
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.
К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Попробуем разобраться.
Первый критерий пешехода – это нахождение его на дороге или прилегающей территории (которая, как известно, дорогой не является, но на которой действуют Правила дорожного движения).
Ошибочно полагать, что пешеходы – это только те лица, которые переходят проезжую часть по пешеходному переходу. Давайте вспомним, что понятие дороги включает в себя также и тротуары.
Следовательно, лица, передвигающиеся по тротуарам, тоже будут считаться пешеходами.
А вот если Вы сидите дома за монитором своего компьютера, то пешеходом Вы не являетесь, ибо не находитесь в настоящий момент на дороге.Второй критерий пешехода – это нахождение его вне транспортного средства. Лица, стоящие на остановке в ожидании автобуса, – это все еще пешеходы.
Третий критерий – это отсутствие принадлежности к лицам, выполняющим на дороге работ (строительных, ремонтных и пр.). Работники дорожно-эксплуатационных служб, к примеру, не являются пешеходами.
Кроме того, пешеходами будут считаться лица, перечисленные во второй части понятия. Например, водитель мотоцикла, спешившись и толкая перед собой транспортное средство, превращается в пешехода.
Если говорить проще, тот пешеход – это лицо, которое находится на дороге, но вне транспортного средства. Кстати, водитель, оставивший свой автомобиль в режиме остановки и стоянки, одновременно является и водителем, и пешеходом.
ПАССАЖИР
«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
В принципе, все понятно. Лицо, находящееся в транспортном средстве и не являющееся водителем, — это пассажир.
Но пассажир – это категория философская. Когда лицо садится в транспортное средство, оно из пешехода превращается в пассажира. Иными словами, нога человека, занесенная для посадки в транспортное средство, позиционирует его уже как пассажира.
А в тот момент, когда лицо выходит из транспортного средства, то оно из пассажира превращается в пешехода. То есть нога, ступившая на землю, изменит статус пассажира, обратив его в пешехода. Соответственно изменяются и обязанности данных участников дорожного движения.
РЕГУЛИРОВЩИК
«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование.
Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Сразу же оговоримся: регулировщик не является участником дорожного движения. Это лицо, которое наделено правом регулирования дорожного движения.
Водители обязаны руководствоваться указаниями регулировщика и неукоснительно их выполнять – следовать в указанных направлениях, воздерживаться от продолжения движения или выполнения маневра и т.д.
Чаще всего регулировщики представлены работниками ГИБДД.
Однако данные функции могут выполнять:
1) сотрудники военной автомобильной инспекции (ВАИ);
2) работники дорожно-эксплуатационных служб во время проведения дорожных работ;
3) дежурные на железнодорожных переездах при движении на соответствующих участках дороги;
4) дежурные на паромных переправах.
Каждый регулировщик обязан иметь форменную одежду, отражающую его статус, а также средства регулирования движения (полосатый жезл, диск с красным световозвращательным элементом, красный фонарь или флажок). Работники ГИБДД имеют и специальный отличительный знак на груди (в виде жетона).
Водитель должен помнить, что в отношении регулировщика он обязан придерживаться двух основных принципов поведения:
- Выполнять указания всех регулировщиков;
- Предоставлять документы и свой автомобиль для проверки – только сотрудникам полиции.
Подведем итог. Согласно ПДД, водитель, пассажир и пешеход – это три участника дорожного движения. А вот регулировщик не является его участником. Он – лицо, наделенное полномочиями по регулированию дорожного движения.
Источник: http://autoass.ru/kurs-pdd/pdd-1-4.html